Презентация подготовлена для родителей детей подготовительной группы детского сада и педагогов. На слайдах представлены параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению. Материал может быть использован учителями-логопедами на родительских встречах и консультациях, на педагогических советах.
Содержание презентации:
Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению:
- сформированность звукопроизношения;
- готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;
- соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования;
- сформированность грамматического строя речи;
- сформированность связной речи.
Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:
- умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова;
- умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);
- умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К];
- умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ.
Сформированность звукопроизношения
У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп:
- свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц];
- шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];
- cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
- умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
- умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от существительных;
- умение образовывать приставочные глаголы;
- например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
- умение образовывать сложные слова,
- например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;
- соответствие количественного и качественного словарного запаса возрастным нормам.
Сформированность грамматического строя речи:
- умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;
- умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
- умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова);
- умение различать понятия «слово», «предложение».
Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами:
- умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
- умение составлять рассказ по сюжетной картине;
- умение составлять рассказ-описание предмета.
Иванова Татьяна Николаевна,
учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ №26 ДС «Жемчужинка»,
город Смоленск