Абилитация младенцев – путь к успешному развитию детей

Развитие мелкой моторики ребенка начинается еще в младенчествеАннотация: В статье рассматриваются проблемы проведения абилитации детей раннего возраста, показана ее необходимость и актуальность. На основе изложенного материала автором предлагается структура абилитационной программы, ее задачи, содержание и пути реализации. Статья адресована широкому кругу читателей. Она будет интересна, в первую очередь, родителям детей раннего возраста с отклонениями в развитии и детям, относящимся к группе риска, а также врачам, педагогам, психологам, учителям-дефектологам, логопедам, инструкторам по лечебной и адаптивной гимнастике.

Важным условием сохранения детского здоровья является повышение качества абилитационной помощи с первых месяцев жизни ребенка. Эта задача должна быть решена путем раннего выявления детей с нарушениями развития, современной диагностики характера повреждений, а также с помощью мониторинга развития ребенка в первые месяцы его жизни для определения темпов и особенностей развития, индивидуальных компенсаторных возможностей организма, разработки абилитационного маршрута.

Многие ученые обращают внимание, что у детей в раннем периоде даже небольшие отклонения в развитии оказывают не только существенное влияние на общее состояние здоровья, но и могут существенно затруднять социализацию ребенка.

Актуальность проблемы раннего сопровождения детей с психомоторными нарушениями развития связана с малочисленностью Центров помощи в регионах, необходимостью подготовки специалистов высокого уровня в смежных областях специальной педагогики, психологии и медицины, а также недостаточной информированностью родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

Нередко можно наблюдать, что матери не могут принять ребенка с нарушением таким, какой он есть, адекватно способствовать его развитию. Зачастую родители не готовы слышать информацию от врачей об отставании в развитии ребенка, не следуют рекомендациям обратиться за дальнейшей диагностической и консультативной помощью к специалистам. Сохраняется ситуация, когда помощь детям раннего возраста с психомоторными нарушениями ограничивается только медицинскими мероприятиями.

Большой процент врачей не направляет родителей к дефектологу, предполагая, что в раннем возрасте коррекционная работа не проводится или является неэффективной.

Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития навыков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации.

Рассмотрим значение термина «абилитация», который часто применяется в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста физическими или психическими дефектами.

В переводе с английского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей».

Понятие абилитации является близким по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации.

По Л.О. Бадаляну:

Абилитация – (термин «абилитация» происходит от латинского habilis — удобный, ловкий, приспособительный) это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

Об абилитации в целом следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Такой ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.

Термин «абилитация младенцев» применяется к детям в возрасте до трех лет. В отношении детей более старшего возраста и взрослых, которые уже имели опыт жизни в обществе, принято употреблять термин «реабилитация».

О необходимости проведения лечебно-педагогической коррекции психической, двигательной, речевой сферы речь заходит тогда, когда у грудничков выявляются поражения нервной системы — внутриутробные, травматические, воспалительные и ряд других, а также черепно-мозговые травмы, полученные во время родов.

В возрасте от года до трех к вышеперечисленным факторам присоединяются травмы спинного и головного мозга, дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем, осложнения после энцефалита, менингита, полиомиелита, арахноидита. В большинстве случаев у детей раннего возраста самой частой причиной необходимости проведения абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича.

Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным.

Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой.

Например, в случае, если дети с церебральным параличом и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет.

Чрезвычайно важно начинать комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий уже на первом году жизни.

Итак, из определения понятия «абилитация» абилитационную работу можно обозначить как систему медико-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, лечение, коррекцию отклонений в развитии детей раннего возраста, еще не адаптированных к социальной среде.

Основной задачей, стоящей перед службой ранней помощи, является:

  1. максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка;
  2. максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения;
  3. обязательное включение родителей в процесс раннего обучения и их подготовка.

В рамках решения этой задачи и исходя из личного опыта работы в отделении раннего вмешательства, абилитацию детей возможно проводить в следующей последовательности:

  • Детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком с регистрацией всех параметров ребенка в паспорте новорожденного. Выявление детей группы риска.
  • Подробное изложение в истории болезни диагностических и коррекционных мероприятий в отношении к ребенку с особенностями развития в период младенчества (до 1 года). Отмечаются показания психолога, педагога-дефектолога, логопеда, инструктора по лечебной гимнастике и т.д. Индивидуальный маршрут ребенка.
  • Дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работы с детьми от 0 до 3 лет в условиях соответствующего детского учреждения.

Итогом успешной абилитации станет осуществление комплексного взаимодействия специалистов: медиков, педагогов, юристов, социальных работников. Причем самыми важными и определяющими для успешного развития ребенка будут являться первые два-три года жизни.

Абилитация – процесс сложный и долгий, поэтому очень важно найти грамотных специалистов, рука об руку с которыми родителям предстоит пройти весь этот тернистый путь. Задача врача – подобрать медикаментозное лечение, позу, если речь идет о детях с ДЦП, выполнять массаж, физио- и ортопедические процедуры, обучать ребенка фиксировать взгляд и т.д.

Основной целью работы педагога-дефектолога является формирование личности ребенка, а также развитие восприятия, тренировка памяти и внимания, совершенствование речевой функции. Общая цель врачей, педагогов и родителей – максимально развить у ребенка интеллект, речь и другие психические процессы.

В настоящее время существуют специальные центры абилитации младенцев, где родителям помогают максимально решить проблемы ребенка-инвалида раннего возраста, а так же детям , относящимся к группе риска по здоровью (часто болеющие, недоношенные дети и т.д. )

На сегодняшний день рождаемость и процент детей с ограниченными возможностями здоровья и развития остается достаточно большим. Соответственно многие специалисты проявляют интерес к различным аспектам абилитационной деятельности. Хочется верить, что вопросы оказания ранней комплексной помощи детям раннего возраста не останутся без внимания и будут решаться. И в итоге абилитация младенцев займет достойное место в реализации всего комплекса лечебно-педагогических мер, применимых к детям раннего возраста.

Мокеева И.Г.
Учитель-дефектолог/ логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.