Логопедическая работа по активизации словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактической игры

Дидактические игры при коррекции звукопроизношенияР. Е. Левина, Г. А. Каше, Е. М. Мастюкова, О. Е. Грибова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина отмечают, что у ребенка с ОНР III уровня нарушено формирование лексики, что проявляется в трудности поиска нового слова, расхождение в объеме активного и пассивного словаря. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточное количество слов, обозначающих признаки, качества, состояния предметов и действий.

Поэтому поиск наиболее эффективных путей преодоления указанных  нарушений делает необходимым тщательный анализ и самих механизмов становления языковых операций, связанных со словарем, и поиск эффективных методик, обеспечивающих освоение словаря.

Анализ подходов к коррекции речи позволяет уделить особое внимание игровой деятельности детей.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности, при этом особая роль принадлежит дидактическим играм и упражнениям.

Дидактические игры позволяют решать многие задачи речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки изменения и образования слов, упражняют в составлении речевых высказываний, развивают связную речь.

В настоящее время существует большое количество дидактических игр для развития речевых умений и навыков, включая словарь детей. Подобные игры представлены в сборниках Г.С. Швайко, А.К. Бондаренко, Л. Г. Парамоновой, Н. Э, Теремковой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Нищевой, Н. В. Серебряковой , З. Е. Агранович и др.

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Несмотря на то, что организация дидактических игр является традиционным методом в дошкольном образовании, он требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приемов руководства со стороны педагога и мотивации детей.

По мнению В. И. Яшиной, перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соколовой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять пять основных задач:

  1. Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных ребенком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
  2. Уточнение словаря, то есть словарно–стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных       детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
  3. Активизация словаря, то есть перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.
  4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
  5. Семантизация словаря детей, которая означает, что в словарной работе педагог должен обратить особое внимание на практическое использование детьми слов-синонимов, антонимов, паронимов и многозначных слов.

Так, педагоги предлагают различать две категории слов:

  • пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет),
  • активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит  в  случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике .

В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов.

Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая и мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляют глаголы: прыгает, скачет, присел, жуёт, принюхивается, хрустит (морковкой).

Проанализировав методики для обследования лексического строя речи, считаю наиболее эффективными: Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, И.А. Архиповой, М.А. Поваляевой. В эту методику исследования состояния лексического строя речи вошли задания по изучению:

  1. пассивного словаря;
  2. активного словаря;
  3. антонимии;
  4. синонимии;
  5. способности к объяснению значения слова.

При разработки коррекционной  логопедической работы мною  использовались методики:  Н.В. Нищевой, Л.Г. Парамоновой, Н.Э. Теремковой, Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, З.Е. Агранович, В. И. Селиверстова и др. Они дополнялись дидактическими играми, подобранными из сборников А.И. Сорокиной, Г.С. Швайко, А.К. Бондаренко, О.Г. Ивановской, Е.И. Удальцовой, З.М. Богуславской.

Коррекционно-развивающая работа строилась следующим образом:  в соответствии с программой коррекционной логопедической работы в данной группе каждая неделя посвящалось одной лексической теме.

Для реализации лексических тем были разработаны конспекты логопедических занятий с использованием дидактических игр и упражнений.

Занятия имели четкую структуру:

  • организационный момент,
  • сообщение нового материала,
  • динамическая пауза (физминутка),
  • закрепление лексического материала с помощью фронтальных и индивидуальных заданий,
  • заключительная часть.

Кроме фронтальных занятий, коррекционно-развивающая работа над лексическим строем речи велась и индивидуально, в соответствии с уровнем сформированности данной речевой функции у каждого ребенка.

Работая над формированием у детей лексического строя речи, я подбирала игры, задания и упражнения по следующим направлениям:

  1. Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, памяти, восприятия, внимания и др.)
  2. Знакомство с новыми словами, введение в пассивный и активный словарь новых слов, отражающих действия предмета, признаки предмета и качества предмета.
  3. Уточнение значений слов — включает в себя работу по знакомству ребенка с синонимами, антонимами, наречиями, многозначными словами, цель которых – тонкая дифференцировка (например, бегает-скачет-несется).
  4. Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
  5. Перевод слов, имеющихся у ребенка, из пассивного словаря в активный, то есть активизация слов в его самостоятельной речи.

В содержание перспективного плана работы над лексическими темами мною были включены специально подобранные дидактические игры и  упражнения, например:

  • К лексической теме «Фрукты. Сад» рекомендованы игры и  упражнения «Подбери слова», «Из чего сделано?», «Какой сок, варенье?», «Что лишнее и почему?», «Узнай по описанию», «Кто больше?», «Чего не стало?».
  • К теме «Перелетные птицы» рекомендованы игры и  упражнения: «Узнай по описанию», «Кто больше?», «Кто улетел, а кто остался?», «Крылья, ноги и хвосты».
  • К теме «Одежда. Обувь. Головные уборы» рекомендованы игры и  упражнения: « Подбери слова», «Оденемся на прогулку», «Для чего?», «Магазин», «Что лишнее  и почему?», «Кто больше?», «Что с чем», «Куда оденем?».
  • К теме «Игрушки» рекомендованы игры и упражнения : «Магазин игрушек», «Узнай игрушку по описанию», «Узнай игрушку на ощупь», «Подбери признак»,  «Что лишнее и почему?», «Кто больше?».
  • К теме «Домашние животные и их детеныши» рекомендованы игры и  упражнения: «Кто как голос подает?», «Как зовут тебя, малыш?», «Что лишнее и почему?», «Назови семью».
  • К теме «Дикие животные наших лесов» рекомендованы игры: «На водопое», «Кто у кого?», «Назови лишнее слово».
  • К теме «Транспорт» были рекомендованы игры и  упражнения  «Назови одним словом», «Почему так называется?», «Кто на чем работает?».
  • К теме «Мебель» рекомендованы игры и  упражнения: «Обставим квартиру», «Один-много», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Скажи одним словом».
  • К теме «Зима. Зимние месяцы» были рекомендованы игры и  упражнения: «Назови ласково», «Один- много», «Назови лишнее слово».
  • К теме «Зимующие птицы» рекомендованы игры и  упражнения: «Подбери признак», «Угадай птицу по описанию?», «Счет птиц», «Назови лишнее слово», «Один- много», «Чьи перья?».
  • К теме «Зимние забавы» были рекомендованы игры и  упражнения: «Придумай предложение», «Два мороза», «назови лишнее слово?», «Один — много», «Почему так называется?», «Кому что нужно?».
  • К теме Новый год» были рекомендованы игры и  упражнения: «Новогодняя елка», «Один — много», «Украсим елку», «Подбери признак к предмету?».

Следует отметить, что многие игры и упражнения повторялись и закреплялись на материале разных лексических тем.

Так, игра «Кто больше?» использовалась и при изучении лексической темы «Дикие животные наших лесов» и при изучении темы «Зима», «Мебель» и др., закрепляя, таким образом, умения детей подбирать прилагательные к заданному имени существительному.

Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают затруднения и при употреблении наречий, поэтому игровые упражнения и задания на отработку данных навыков также неоднократно повторялись на речевом материале при изучении различных лексических тем.

Считаю, что  применение предложенных заданий и упражнений способствует расширению и активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития – общее недоразвитие речи третьего уровня.

У детей могут возникнуть затруднения  в   понимании значения тех или иных слов, в употреблении слов в нужном значении, в подборе синонимов и антонимов, а также есть затруднения в актуализации словаря и др. Поэтому с детьми  с общим недоразвитием речи необходимо проводить систематическую и планомерную работу по активизации, уточнению и расширению словарного запаса.

Дидактическая игра является одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Вакуленко Екатерина Александровна,
учитель-логопед,
МАДОУ № 2 «Лучики» комбинированного вида,
Кемеровская обл. г. Киселевск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом, ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Один комментарий к материалу: "Логопедическая работа по активизации словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактической игры"

  1. Наталья:

    Очень хорошая статья, все по делу. Каждый логопед занимается такой работой , но не всегда может сесть и все так точно подытожить. Спасибо.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.