Презентация по теме: «Адаптированная образовательная программа (АОП) как средство индивидуального сопровождения дошкольника с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) в условиях инклюзивного образования»

Адаптированная образовательная программаИнклюзивное образование в нашей стране продиктовано социальной необходимостью и отражено на законодательном уровне в Законе РФ «Об образовании лиц с ОВЗ».

Организация инклюзивного образования, в частности, в рамках ДОУ, предполагает включение системы специальных мер, создание специальных условий индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В учреждении должна быть достойная материально-техническая база, научно-методический комплекс, проводиться разработка и использование в работе адаптированных образовательных программ (АОП).

Презентация по теме:
«Адаптированная образовательная программа (АОП)
как средство индивидуального сопровождения дошкольника
с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) в условиях инклюзивного образования»


Материально-техническая база в структурном подразделении дошкольный инклюзивный центр (СП ДИЦ) №301 г. Омска создаёт безбарьерную среду для детей с ОВЗ. Это – технические приспособления, пандусы для детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), специальный инвентарь, помещения для проведения массажных процедур, занятий ЛФК, не традиционных форм занятий адаптивной физической культурой, сопровождение некоторых детей тьютером.

Научно-методическая база. СП ДИЦ №301 является экспериментальной стажировочной площадкой регионального ресурсного инклюзивного образования при ОмГПУ под руководством Ольги Сергеевны Кузьминой. В рамках работы стажировочной площадки весь педагогический коллектив практически изучает психофизиологические особенности развития детей с ОВЗ, получает навыки по составлению индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов, составляет адаптированные образовательные программы и т.п.

Адаптированная образовательная программа является обязательным средством индивидуального сопровождения дошкольников с ТНР в условиях инклюзивного образования, необходимым условием оказания «ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов», так как учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности детей, её реализация обеспечивает максимальную коррекцию нарушений развития и полноценную социальную адаптацию детей с ОВЗ.

Сопровождение детей с ОВЗ в условиях СПДИЦ №301 с учётом данных диагностики (выявлено 10 детей с ТНР), запросов родителей на получение их детьми качественных образовательных услуг, может быть актуально на основе АОП. Решение составить АОП для дошкольников с ТНР было принято на заседании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) учреждения.

Основной целью разработки АОП для детей с ТНР явилось создание специальных условий для коррекции речевых нарушений детей, в силу особых образовательных потребностей, которые не в состоянии освоить основную образовательную программу ДОУ.

Базу для разработки АОП, направленной на коррекцию и развитие речевых процессов, составили такие программы, как:

«Программа логопедической работы по преодолению ОНР» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной;

«От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Структура АОП включает в себя следующие разделы:

  1. Пояснительная записка с описанием особенностей детей с ОВЗ, имеющими ТНР (ОНР – I, II уровень, сочетанные нарушения в развитии), с фиксацией цели и задач, общедидактических и специальных принципов обучения и воспитания;
  2. График организации образовательного процесса;
  3. Учебный план. Раскрывает направления коррекционной работы в различных организованных видах деятельности ДОУ, в ходе режимных моментов, отражает распределение зоны ответственности между педагогами и специалистами.

Основное содержание АОП в трёх блоках:

  1. Образовательный блок.
  2. Воспитательный блок.
  3. Коррекционно-реабилитационный блок.

Данные разделы разработаны отдельными специалистами: научным руководителем, воспитателями, учителем-дефектологом, психологом и учителями-логопедами СП ДИЦ № 301 и структурированы на основе указанных базисных программ.

Общее содержание программы ориентировано на всестороннее развитие личности дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и построено в соответствии с организацией образовательного процесса в комплексно-тематическом единстве по образовательным областям.

Задачи психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей решаются не только специфически для каждой из них, но и интегрировано, с обязательным психологическим сопровождением.

Тематическое планирование коррекционно-воспитательной работы адаптировано к общей системе образовательного процесса ДОУ. Последовательность в изучении тем может варьироваться.

В процессе воспитания и обучения используются стандартные формы организации занятий разными специалистами:

  • индивидуальные;
  • подгрупповые;
  • фронтальные.

Наибольшая результативность в обучении детей с ТНР достигается на индивидуальных занятиях с одним, или двумя детьми. Это особенно актуально в первый период обучения. Взаимодействие логопеда и детей осуществляется непосредственно, что способствует более качественному восприятию, осмыслению и эффективному усвоению материала. Продолжительность занятия 10-15 минут. При стойкой положительной динамике, детей, со сходной структурой дефекта, можно объединять в подгруппы до трёх человек, а время занятий продлить до 15- 20 минут.

Представлена система коррекции речи детей, страдающих ОНР (I, II уровень), с выделением целей и задач каждого периода обучения.

Принимая во внимание тяжесть речевого дефекта и сопутствующих вторичных отклонений в развитии детей с ТНР, на первом этапе работы во главу угла ставится задача – пробуждение у детей речевой активности и потребности в эмоциональном и речевом общении. Затем, планируется и осуществляется работа по формированию двусоставной фразы и развитию структуры фразовой речи.

В основе коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими ТНР, авторы используют поэтапную систему формирования речи. На каждом из этапов работы целенаправленно формируются все компоненты устной речи. Объём речевой нагрузки варьируется индивидуально, в зависимости от динамики в развитии речи ребёнка.

В содержании занятий определяющим является личностно-ориентированный подход, акцентируется внимание на предъявлении посильных требований и соблюдение здоровьесберегающих позиций.

В структуру АОП входят критерии и показатели её выполнения. Ожидаемые планируемые результаты носят дифференцированный
характер, определяются конкретизацией таковых каждым из специалистов.

Данная АОП согласуется с родителями детей, подписывается ими и подлежит апробации в 2014- 2015 учебном году. Авторы выражают уверенность в том, что АОП создаст оптимальные условия не только для удовлетворения особых образовательных потребностей дошкольников с ТНР, их индивидуального сопровождения, но и для полноценной реализации инклюзивного подхода в образовании.

Лариса Ивановна Дереча,
учитель-логопед Казённого образовательного
учреждения Омской области «Специальная
(коррекционная) начальная школа-детский сад «301″.
Дошкольный инклюзивный центр «АБВГДейка»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.