Артикуляционная гимнастика с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом

Консультация логопеда для родителейВ комплексах артикуляционной гимнастики с целью восстановления функций речевого аппарата проводят пассивную, пассивно-активную и активную гимнастику. Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для развития звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции.

Задача артикуляционной гимнастики с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом — снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать нужные и необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, создать предпосылки для правильного звукового образования.

При выполнении артикуляционных упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

  • выполнять упражнения только перед зеркалом,
  • проводить упражнения для детей только в игровой форме,
  • строго дозировать упражнения, не переутомлять ребенка,
  • к последующим упражнениям переходить только после того, как усвоено предыдущее,
  • начинать с упражнения, которое легче дается ребенку.

Пассивная и активно-пассивная гимнастика

Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условие для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные движения выполняются специалистом (или родителем под руководством) утрировано с большой траекторией движения пальцев рук, в медленном темпе, ритмично.

Специальные упражнения для мышц шеи:

пассивные движения головой (правую руку логопед заводит подголову ребенка и медленно, плавными движениями поворачивает голову то в одну, то в другую сторону, покачивает голову вперед назад (3-5 раз).

Специальные упражнения для мышц лица:

  • сморщить руками нос,
  • руками сжимать и расслаблять мускулы щек со стороны носа (это похоже на подмигивание левым, затем правым глазом),
  • поднять брови руками, сморщив нос, подержать несколько секунд,

Специальные упражнения для губ

  1. собирать губы в «трубочку» пальцами;
  2. растягивать губы в «улыбку», поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ;
  3. поднимать верхнюю губу — движение указательных пальцев от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;
  4. опустить средними пальцами обеих рук нижнюю губу (поставить пальцы в углы губ, опустить нижнюю губу, обнажив десны);
  5. поместить указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирать верхнюю губу, производить движения по средней линии (тем же приемом собирают нижнюю губу);
  6. опустить верхнюю губу указательными пальцами обеих рук с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы;
  7. попеременно перетягивать углы рта вправо и влево, поместив средние пальцы в углы рта;
  8. пассивно открывать рот, поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу, производить раздвигающие движения;
  9. указательными и большими пальцами обеих рук, губы сблизить вместе и растянуть их в стороны, пока не возникнет сопротивление (собирать губы в трубочку, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям), ребенка побуждать тянуться к соске, к пище;
  10. создать пальцами уклады губ для звуков А, У, О, И;
  11. пальцами обеих рук вывернуть верхнюю губу, взяв её у углов рта, то же повторить с нижней губой;
  12. при западении верхней губы заложить за нее продолговатый валик и навернуть на верхние резцы;
  13. поднять каждый угол рта указательными пальцами обеих рук отдельно, затем вместе, задержать на несколько секунд;
  14. то же, но опустить оба угла вместе;
  15. двигать губы вверх и вниз пальцами обеих рук;
  16. обмакнуть пустышку во что нибудь вкусное, дать ребенку, когда ребенок губами обхватит соску и присосет, выдернуть соску изо рта, чтобы слышен был шлепок губами (упражнение повторить, выполнять радостно, с улыбкой, чтобы ребенок понял, что с ним играют), выполнять после кормления.

Специальные упражнения для языка

  • прижать шпателем кончик языка ко дну ротовой полости;
  • пассивно поднимать кончик языка шпателем к твердому небу, к верхней губе;
  • язык захватить с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивать вперед на нижнюю губу и отводить в стороны;
  • отклонить язык шпателем от средней линии (проводить плавно, нежно, осторожно, так, чтобы ребенок реагировал на эти движения положительно);
  • при раздражении середины верхней губы шпателем, соской стимулировать выдвижение языка вперед вверх (слизывание);
  • при раздражении углов рта шпателем, соской стимулировать боковые движения языка (маятник);
  • кормление ребенка с ложки с небольшим нажатием ложкой на кончик и середину языка (стремиться, чтобы ребенок при кормлении высовывал язык, слизывал пищу с губ, ложки).

Специальные упражнения для мышц нижней челюсти

  • Захватить указательным и большим пальцем нижнюю челюсть ребенка с внутренней и наружной сторон и осторожно, нежно, плавно выполнять движение нижней челюсти вправо, влево, вперед;
  • стимулировать жевание (положить шпатель на зубы или десны и ритмично подталкивать нижнюю челюсть, добиваться, чтобы ребенок прикусывал нижнюю челюсть (вправо, влево, вперед);

Специальные упражнения для мышц мягкого неба

  • капать из пипетки на корень языка, вызывая при этом поднятие мягкого неба;
  • шпателем нажать на корень языка, вызывая поднятие мягкого неба;
  • кормление через соску (при искусственном вскармливании или прикорме) так, чтобы глотки были маленькими и ребенок прилагал усилия при сосании.

Окунева Татьяна Андреевна,
учитель-логопед высшей категории,
г.Санкт-Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.