В комплексах артикуляционной гимнастики с целью восстановления функций речевого аппарата проводят пассивную, пассивно-активную и активную гимнастику. Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для развития звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции.
Задача артикуляционной гимнастики с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом — снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать нужные и необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, создать предпосылки для правильного звукового образования.
При выполнении артикуляционных упражнений необходимо соблюдать следующие правила:
- выполнять упражнения только перед зеркалом,
- проводить упражнения для детей только в игровой форме,
- строго дозировать упражнения, не переутомлять ребенка,
- к последующим упражнениям переходить только после того, как усвоено предыдущее,
- начинать с упражнения, которое легче дается ребенку.
Пассивная и активно-пассивная гимнастика
Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условие для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные движения выполняются специалистом (или родителем под руководством) утрировано с большой траекторией движения пальцев рук, в медленном темпе, ритмично.
Специальные упражнения для мышц шеи:
пассивные движения головой (правую руку логопед заводит подголову ребенка и медленно, плавными движениями поворачивает голову то в одну, то в другую сторону, покачивает голову вперед назад (3-5 раз).
Специальные упражнения для мышц лица:
- сморщить руками нос,
- руками сжимать и расслаблять мускулы щек со стороны носа (это похоже на подмигивание левым, затем правым глазом),
- поднять брови руками, сморщив нос, подержать несколько секунд,
Специальные упражнения для губ
- собирать губы в «трубочку» пальцами;
- растягивать губы в «улыбку», поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ;
- поднимать верхнюю губу — движение указательных пальцев от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;
- опустить средними пальцами обеих рук нижнюю губу (поставить пальцы в углы губ, опустить нижнюю губу, обнажив десны);
- поместить указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирать верхнюю губу, производить движения по средней линии (тем же приемом собирают нижнюю губу);
- опустить верхнюю губу указательными пальцами обеих рук с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы;
- попеременно перетягивать углы рта вправо и влево, поместив средние пальцы в углы рта;
- пассивно открывать рот, поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу, производить раздвигающие движения;
- указательными и большими пальцами обеих рук, губы сблизить вместе и растянуть их в стороны, пока не возникнет сопротивление (собирать губы в трубочку, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям), ребенка побуждать тянуться к соске, к пище;
- создать пальцами уклады губ для звуков А, У, О, И;
- пальцами обеих рук вывернуть верхнюю губу, взяв её у углов рта, то же повторить с нижней губой;
- при западении верхней губы заложить за нее продолговатый валик и навернуть на верхние резцы;
- поднять каждый угол рта указательными пальцами обеих рук отдельно, затем вместе, задержать на несколько секунд;
- то же, но опустить оба угла вместе;
- двигать губы вверх и вниз пальцами обеих рук;
- обмакнуть пустышку во что нибудь вкусное, дать ребенку, когда ребенок губами обхватит соску и присосет, выдернуть соску изо рта, чтобы слышен был шлепок губами (упражнение повторить, выполнять радостно, с улыбкой, чтобы ребенок понял, что с ним играют), выполнять после кормления.
Специальные упражнения для языка
- прижать шпателем кончик языка ко дну ротовой полости;
- пассивно поднимать кончик языка шпателем к твердому небу, к верхней губе;
- язык захватить с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивать вперед на нижнюю губу и отводить в стороны;
- отклонить язык шпателем от средней линии (проводить плавно, нежно, осторожно, так, чтобы ребенок реагировал на эти движения положительно);
- при раздражении середины верхней губы шпателем, соской стимулировать выдвижение языка вперед вверх (слизывание);
- при раздражении углов рта шпателем, соской стимулировать боковые движения языка (маятник);
- кормление ребенка с ложки с небольшим нажатием ложкой на кончик и середину языка (стремиться, чтобы ребенок при кормлении высовывал язык, слизывал пищу с губ, ложки).
Специальные упражнения для мышц нижней челюсти
- Захватить указательным и большим пальцем нижнюю челюсть ребенка с внутренней и наружной сторон и осторожно, нежно, плавно выполнять движение нижней челюсти вправо, влево, вперед;
- стимулировать жевание (положить шпатель на зубы или десны и ритмично подталкивать нижнюю челюсть, добиваться, чтобы ребенок прикусывал нижнюю челюсть (вправо, влево, вперед);
Специальные упражнения для мышц мягкого неба
- капать из пипетки на корень языка, вызывая при этом поднятие мягкого неба;
- шпателем нажать на корень языка, вызывая поднятие мягкого неба;
- кормление через соску (при искусственном вскармливании или прикорме) так, чтобы глотки были маленькими и ребенок прилагал усилия при сосании.
Окунева Татьяна Андреевна,
учитель-логопед высшей категории,
г.Санкт-Петербург