Конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительной группы

Звук [Р]Конспект подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительной группы.

Тема: «Автоматизация звука [Р] со стечением согласных в словах, фразах и предложениях»

«Путешествие Красной Шапочки по сказочному лесу» Цель:

  • автоматизация звука [ Р ] со стечением согласных в словах, фразах и предложениях.

Задачи: Коррекционно — развивающие:

  • закреплять правильное произношение звука [р] в разных видах речевой деятельности (самостоятельное составление предложений, спонтанная речь ребенка) на новом и знакомом материале;
  • развивать фонематическое восприятие, звуковой анализа;
  • развивать навыки словоизменения и словообразования
  • формирование зрительного гнозиса;
  • развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением;
  • совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и собственной речи;

Коррекционно-образовательные:

  • совершенствовать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;
  • совершенствовать навык образовывать притяжательные прилагательные;
  • обогащать словарный запас детей привлечением внимания к уточнению лексического значения слов;
  • расширять словарный запас антонимами;
  • обогащать словарь качественных прилагательных, подбирать слова, определяющие качества героев;
  • уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную установку на участие в занятии;
  • воспитывать чувство сопереживания, желания помочь;
  • воспитывать умение слушать взрослого.
  • воспитывать интерес к народному творчеству.

Оборудование:

  • Зашумленные предметные картинки: груша, ведро, морковка;
  • Предметные картинки: картошка, арбуз, персик, груша, ватрушка, яблоко, колбаса;
  • Корзинка;
  • Изображения сказочных героев:
  • «Три поросенка»
  • «Волк»
  • «Иванушка – дурачок.»
  • «Баба Яга»
  • «Иван – царевич».
  • «Змей Горыныч»
  • «Богатырь Илья Муромец».
  • «Василиса Премудрая»
  • Поле развивающей игры «Сказочный лес»
  • «Экран — шнуровка автоматизация звука Р в словах. Притяжательные прилагательные»
  • Два игрушечных молотка
  • Сказочная река
  • Имитация досок
  • Картина сказочная полянка
  • фасоль, счетные палочки, ленточки.

Ход НОД

1. Мотивация на занятие.

- Посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришел? (Красная шапочка).

- Она несет гостинец своей бабушки. А ее бабушка живет далеко за лесом. Красной шапочке страшно одной идти через лес. Может, мы ее проводим?

Цель: уточнение артикуляции звука Р.

- Красная шапочка, как и вы совсем недавно научилась произносить правильно звук Р. Давайте напомним Кр. Ш. как правильно произносить звук Р.

- Где находиться язычок? какое положение занимают губы?

Описание правильной артикуляции звука [Р]:

  • Губы: открыты.
  • Зубы: разомкнуты.
  • Язык: кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, переднесредняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу.
  • Воздушная струя: проходит посередине и с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать.
  • Голосовые складки: колеблются, производя голос.

- Отправляемся в путешествие, но чтобы не заблудиться в волшебном лесу, нам потребуется карта.

- На пути мы будем встречать различных сказочных героев. Что бы Кр. Ш. ни кто не обманул, расскажите ей о сказочных героях, о добрых и злых, веселых и грустных.

«Три поросенка».

Цель: развитие фонематического анализа.

- Смотрите, кто это нас тут встречает?

– три поросенка.

- Какие это сказочные герои: добрые или злые и коварные?

– Добрые, веселые.

- Они строят дома, нужно помочь им построить еще домики. Выберите материал, из которого вы будите строить дом (фасоль, счетные палочки, ленточки)

«Волк».

Цель: формирование зрительного гнозиса.

- Кто же там стоит у тропинки?

– Серый волк.

- Какой это сказочный герой?

- Жестокий, свирепый, злой, жадный, но в некоторых сказках он помогает гл. героям. (Например «Иван – царевич и серый волк», где волк — это верный помощник Ивана Царевича, он добрый и правильный.)

- Он спрятал в траве какие – то предметы. Назовите, что лежит в траве. (зашумленное изображение предметов) В траве лежит груша. В траве лежит морковка. В траве лежит ведро. В траве лежит гитара.

«Иванушка – дурачок».

Цель: совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой речи;

- Кто это стоит у тропинки?

- Иванушка – дурачок.

- Расскажите, что вы знаете об этом герое.

– простой человек, крестьянский сын, смекалистый, находчивый.

- Он решил нас рассмешить. Послушайте и исправьте его: Забор красит Рому. Сахар грызет Раю. Дровами рубят топор. Градусник несет врача.

«Баба Яга».

Цель: совершенствовать умения образовывать притяжательные прилагательные; развитие мелкой моторики.

- А впереди у нас избушка на курьих ножках. Кто в ней живет?

– Б. Яга. — Какая она героиня?

- Баба Яга — это злобная старушка, но иногда Б. – Яга помогает: указывает дорогу путникам.

«Экран — шнуровка автоматизация звука Р в словах. Притяжательные прилагательные»

- Смотрите, она спрятала кого – то у себя в избушке. Если мы отгадаем её загадку, она нас пустит дальше. Как вы думаете, кто прячется в её домике?

- Жираф, рыба, морж.

- А как ты догадался? Что ты увидел?

- жирафий хвост, рыбий хвост, моржовый бивень.

- Соединим картинки шнурочками.

«Иван – царевич».

Цель: совершенствование звукового анализа.

- Здесь нас встречает Иван- царевич. Расскажите о нем.

- Борется со злом, помогает обиженным или слабым, храбрый. (Может быть и отрицательным персонажем. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду.)

- Иван – царевич хочет нам помочь пройти дальше. Он нам дает волшебную корзинку, в которую мы должны положить продукты только со звуком Р.

Предметные картинки: картошка, арбуз, персик, груша, ватрушка, яблоко, пирог, колбаса, сосиски, булка.

«Змей Горыныч».

Цель: совершенствовать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

- Кто это, Змей Горыныч?

– злой огнедышащий трехглавый дракон, пугает, похищает людей, красавиц.

- В это доме живет Змей Горыныч!

- Он очень голодный. Что же делать?

- Вот нам и пригодилась волшебная корзинка Ивана – Царевича. Чтобы его накормить, нужно много еды.

  • Картошка. Проговариваем: «Змею Горынычу нужно много (чего?) картошки.»
  • Ватрушка. Змею Горынычу нужно много (чего?) ватрушек.
  • Персик. Змею Горынычу нужно много (чего?) персиков.
  • Груша. Змею Горынычу нужно много (чего?) груш.
  • Арбуз. Змею Горынычу нужно много (чего?) арбузов.
  • Пирог. Змею Горынычу нужно много (чего?) пирогов.

«Соловей — разбойник».

Цель: развивать фонематическое восприятие Вот и речка на пути Не проехать, не пройти Соловей — разбойник злой Мост сломал здесь над рекой.

- Что вы знаете о Соловье – разбойнике?

– живет в лесу, оглушительно свистит, нападает на путников.

- Чтобы пройти через речку, нужно починить мост. Берите молоток и повторяйте за мной. (выкладываем мост из «досок» и стучим под заданный ритм)

! ! !

!! !

! !!

!! ! !!

«Богатырь Илья Муромец».

Цель: развитие координации речи с движением.

- Расскажи, какой он?

- сильный, спокойный, стойкий, добродушный, победил Соловья–разбойника.

- Вставайте, сейчас мы вместе расскажем и покажем, какой был богатырь.

Физкультминутка «Богатырь».

Цель: развитие общей моторики, координации речи с движением;
Богатырь — вот он каков: (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко — зорко наблюдал,
Подрастём, и мы, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!

Что такое лук и палица?

Цель: обогащать словарный запас детей привлечением внимания к уточнению лексического значения слов;

Значение слов по Ожегову:

Лук — оружие, предназначенное для стрельбы стрелами.

Палица (уменьшительное от общеславянского пала, палка — дубина, посох, полено) — Старинное оружие — тяжелая дубинка с утолщенным концом.

«Василиса Премудрая»

Цель: расширять словарный запас антонимами;

- Василиса Премудрая отличается умом и особой женской хитростью, всегда помогает своему жениху.

- Вы знаете, что Баба Яга может превратиться в Василису. Давайте проверим настоящая ли это Василиса Премудрая. А вдруг это Б. Я.

Логопед: Б. Яга злая, а Василиса Премудрая какая?

Ребенок: Василиса Премудрая наоборот добрая.

Л: Б. Яга глупая.

Р: А Василиса наоборот мудрая.

Л: Б. Яга неряшливая

Р: А Василиса Премудрая наоборот аккуратная.

Л: Б. Яга ленивая

Р: А Василиса Премудрая наоборот трудолюбивая.

Л: Василиса молодая

Р: А Баба Яга наоборот старая.

Л: Василиса ласковая

Р: А Баба Яга наоборот грубая.

- Наша Василиса совсем не похожа на Бабу Ягу.

- Вот мы и вышли из сказочного леса. И наша Кр. Шапочка доберется до бабушки.

- С кем мы сегодня встретились?

- Какое доброе дело сделали?

- Что вам понравилось больше всего?

- А что не понравилось?

- Что для вас было трудно? А что легко?

- Оценка результатов деятельности ребенка.

Чистякова И.В.,
учитель–логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.