Авторская артикуляционная гимнастика с использованием инновационных технологий

Данная авторская артикуляционная гимнастика может быть использована учителями-логопедами, воспитателями, учителями начальных классов, родителями, при работе с детьми, имеющими органическое поражение коры головного мозга, детьми-логопатами и др.

Логопеды могут ей воспользоваться на занятиях по подготовке органов артикуляции к постановке звуков.

Воспитатели — как часть занятия — при проведении НОД по речевому развитию или подготовке к обучению грамоте.

Учителя — в виде динамической паузы, на уроках, выполняя также и задачу подготовки руки к письму.

Авторская артикуляционная гимнастика на уроке в школе

Родители — для разнообразия занятий дома, для выработки точных движений органов артикуляции.

Биоэнергопластика — оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Мячик Суджок выполняет роль точечного массажора. Массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

Помимо этого, игровой самомассаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов.

Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующие воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.

Развиваются межполушарное взаимодействие, межполушарные интеграторы – комиссуры, работа полушарий.

Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.

Пальчиковый театр – весёлый спектакль, который юный актёр разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук). Для того чтобы его сыграть, необходимо в своём воображении создать яркий образ.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Авторская артикуляционная гимнастика с использованием инновационных технологий, арт-педагогики (биоэнергопластика + мячик Су-Джок + пальчиковый театр).

Цель:

  • Развитие ощущений от движения органов артикуляции (языка, губ, щёк).

Задачи:

  • Изучение движений языка.
  • Развитие пространственной ориентации.
  • Развитие мелкой моторики.

Проведение артикуляционной гимнастики

Жил на свете ёжик колкий.
На плечах его иголки.
(Пальцы сложить в замок, язык – иголочкой.)

И случилась вдруг беда:
Наступили холода.
(Подуть на пальцы, холодной воздушной струёй.)

Ёж иголки обморозил,
Колючки-сосульки с плеч своих сбросил.
(Пальцы расцепить, встряхнуть руками, язык покусать.)

Лысый стал колючий ёж,
Как наши щёчки гладкий.
Кисти рук зажаты в кулачки, поглаживают одна другую, затем гладим щёчки.)

Надо ёжику помочь -
Вернуть ему иголки.
Испечём мы колобок,
Колобок — колючий бок и отправим ёжику в подарок.
(Берём в руки колючие мячики, катаем в ладошках)

Покатился колобок, ёжика искать. Катиться по лесу, по тропинкам, по полянкам.
(Прокатываем мячики по лбу, по щекам, подбородку.)

Прокатываем мячики по лбу, по щекам, подбородку

Вдруг из-за пригорка выглянула змейка – тонкая шейка.
(Губами показываем пригорок, высовываем язык.)

Испугался колобок и спрятался за правый пенёк.
Змейка его нашла.
(Мячик за правое ухо, язык направо.)
Спрятался колобок за левый пенёк.
Змейка его и тут нашла.
(мячик за левое ухо, язык налево.)

- Ты кто и куда спешишь?
- Я колобок, колобок,
Колобок — колючий бок.
Спешу я в лес под ёлки — несу ежу иголки.
(Мячик лежит на ладошке: то на одной, то на другой. Ударять каждым пальцем по мячу в такт песенке.)

- А ты кто?
- А я змейка — тонкая шейка. Живу тут на пригорке, греюсь на солнышке, сплю на травке.
(Движения языка вверх – вниз.)

Подружились колобок со змейкой и подарил колобок ей свою колючку.
(Открываем мячик, достаём колечко.)

Я хочу с тобой поладить, я хочу тебя погладить.
(Поглаживание языка губами, затем зубами. Прокатывание колечка по каждому пальчику.)

И покатился колобок дальше, а змейка помахала ему в след.
(Движения языком из одного угла рта в другой.)

Катиться колобок между ёлок, между берёзок.
(Перекатываем мячик между пальчиков.)

Вдруг из норки выпрыгнул хомяк – толстые щёчки.
(Показать надутые щёки, изобразить руками шарики.)

- Ты кто и куда спешишь?
- Я колобок, колобок,
Колобок колючий бок.
Спешу я в лес под ёлки, несу ежу иголки.
(Мячик лежит на ладошке: то на одной, то на другой. Ударять каждым пальцем по мячу в такт песенке.)

- А ты кто?
- А я хомка – хомячок. А это моя норка, здесь делаю уборку.
И показал хомя,к как он убирается в своём домике.
(Почистить верхние и нижние зубки. Помыть щёчки, «потолок», «подмести пол», «вытряхнуть сор из ротика».)

- Здорово! — сказал колобок. Давай с тобой дружить.
- Давай. Поиграем?
- Поиграем!
Прыгнул колобок в лапки к хомячку и начали они играть:
Ловко колобком играю
И предлоги называем.

За рукой и под рукой,
Из-под кисти на покой.
(Движения языком: за зубами, под губой, из-под губки на покой.)
Вокруг ротика кружит,
От нее теперь бежит.
(Мяч за спину, язык спрятан в рот.)

Между пальцев постучу
И в ладошку положу.
(Движения языком: между зубок подержу и на губку положу.)

Из руки его достану,
Справа, слева ставить стану.
(Языком следим за мячиком.)

Перед носом пронесу,
Сзади спрячу, потрясу.
(Язык прыгает — «цокает во рту».)

Подержу вверху, внизу,
(«Грибок»- лежит за нижними зубками.)
Между пальцев прокачу.
(Язык прокатить между зубов.)

Мяч снаружи, мяч внутри,
По руке качу – смотри!
(Язык выпрыгнул из ротика, спрятался, облизать губки круговыми движениями.)
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
(Язык моет щёчки.)

Язык моет щёчки

Колобочек мой хорош -
Весь в колючках, ну и что ж.
Я хочу с тобой поладить,
Я хочу тебя погладить.

Наигрался хомячок с колобком и лёг отдыхать.
(Положить широкий язычок на нижнюю губку.)

- А ты не видел, где живёт ёжик?
Спросил колобок.
- Конечно, это же мой сосед. Да вот же он.
(Положить язык под нижнюю губку, показать сердитого ежа.)

Вот так и встретились наш колобок с ёжиком. Отдал колобок ёжику свои иголки. И ёжик стал опять колючим и радостным.
(Постучать мячиком по щёчкам, показать пальчиками колючки у ежа, губы в улыбке.)

Акимова Александра Владимировна,
учитель-логопед МДОУ №12 «Золотая рыбка»,
г.Черепаново Новосибирской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.