Данный материал поможет всем специалистам, работающим с заикающимися.
Изучив подробно различные методики по коррекции заикания, я пришла к тому, что одним из основных аспектов в работе с заикающимися детьми на подготовительном этапе является правильное речевое дыхание. Я разработала авторскую систему дыхательных упражнений, которая позволяет ребенку овладеть правильным вдохом, и длительным выдохом.
В результате применения этих упражнений в коррекционной работе с заикающимися детьми наблюдается увеличение длительности выдоха, жизненная ёмкость легких увеличилась. Это значит, что при правильном вдохе ребенок сможет набрать достаточно воздуха, и при выдохе ему будет хватать его для произнесения фразы. Но самое главное, что эта система дыхательных упражнений позволяет правильно добрать воздух во время беседы, не вызывая запинок в речи.
Авторская система дыхательных упражнений
Состоит из девяти упражнений.
Система выполнения дыхательных упражнений:
1 неделя — выполняются 1 и 2 упражнение – 2 раза в день по 5 минут.
2 неделя- 1-3 упражнения — 2 раза в день по 5 минут.
3 неделя — со 2-4 упражнения – 2 раза в день по 5-10 минут.
4 неделя- 1- 4 – 5 упражнение- 2 раза в день по 10 минут.
5 неделя- 1-5 упражнение (задержка дыхания как можно дольше.)
6 неделя- 1-6 упражнение — 2 раза по 15 минут.
7 неделя- 1-7- 2 раза по 10-15 минут.
8-9-10 неделя- 1-8 упражнения 2 раза в день по 10-15 минут.
11-12 неделя – 1-7-8 -9 упражнения 2 раза в день по 10-15 минут. Подключаем речь. Для детей сначала подбираем короткие слова, затем на длинные (вместо счета).
Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим заикание, на подготовительном этапе с использованием дыхательной гимнастики
Цель:
- вызвать расслабление мышц ног и рук по контрасту с напряжением и расслаблением,
- освоить технику диафрагмально — реберного дыхания с помощью дыхательной гимнастики;
- развитие артикуляционной моторики;
- развивать умение использовать технику правильной речи;
- совершенствование невербальные способы общения.
Содержание занятия.
1. Релаксационные упражнения:
- для рук: расслабление и напряжение кистей рук, предплечий, плече: « Кулачки», «Маятник», «Подъемный кран», «Олени», «Пловец».
- для ног: « Наклоны вперед, в стороны», « Мельница», « Провисание», « Штангист».
2. Дыхательная гимнастика. Выполнять с 1 по 4 упражнение.
3. Массаж мышц артикуляционного аппарата.
4.Артикуляционно-голосовые упражнения:
- для губ : « Улыбка», « Трубочка», « Укуси нижнюю губу», « Укуси верхнюю губу».
- для языка: « Часики», « Шишки», « Рыбка», « Вкусное варенье», « Болтушка».
- для нижней челюсти: опускание, поднимание, перемещение вправо- влево.
Постановка звука «р».
5. Произнесение гласных звуков (а, о, у, э, ы, и): после вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть гласные.
6. Слитное произнесение двух гласных: ааааоооо, ааааауууу, ааааииии и т.д. По три- аааоооууу в разных сочетания.
7. Работа над ритмом: отхлопывания ритмического рисунка в среднем темпе сначала до 2, 3, 4, 5, и т.д. до 10. Шагистика под счет: ходить под счет в среднем темпе.
8. Упражнения на выполнения выразительных движений и жестов: мимическая гимнастика(покажи радость, зло, грусть, застенчивость).
9. Развитие лексико-грамматических категорий по теме « Осень».
Конспект индивидуальной работы на основном этапе с использованием дыхательной гимнастики
Цель:
- вызвать расслабление мышц шеи и речевого аппарата по контрасту с напряжением и по представлению;
- использование дыхательной гимнастики;
- использовать технику правильной речи при произнесении фраз;
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие артикуляционной моторики;
- формирование выразительной речи;
- закреплять новый речевой навык в общении (диалогическая речь)
Содержание занятия.
1. Релаксационная гимнастика:
- выполнить упражнения для шеи:
А) сидя, опереться на стол согнутыми в локтях руками, опустить голову на руки и полностью расслабиться.
Б) сидя, медленно поворачивать голову не поднимая её, справа налево и слева направо ( с максимальной амплитудой);
В) стоя, руки поднять, пальцы соединить в замок на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно , без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение , бросить руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.
Г) стоя, голову отвести максимально назад, ладони зафиксировать на лбу, локти развести в стороны, медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.
Д) сидя, медленно произвести наклон головы вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь и назад до отказа.
2. Дыхательная гимнастика 1-7-8 упражнения по 10-15 минут. Подключаем речь. Для детей сначала подбираем уже длинные слова ( вместо счета и коротких слов).
3. Артикуляционная гимнастика для постановки звуков. Автоматизация поставленных звуков.
4. Произнесение фразы с постепенным удлинением их.
5. Развитие фонематического восприятия: звуковой анализ слова, состоящего из трех звуков.
6. Игра «Хитрые вопросы»- развитие мышления, память, воображения.
Конспект индивидуальной работы на заключительном этапе с использованием дыхательной гимнастики
Цель:
- вызвать расслабление мышц корпуса, ног по контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению.
- усложнять и расширять речевое общение дома и в общественных местах: увеличить объем и продолжительность высказываний в различных ситуациях;
- формировать уверенность, речевую смелость;
- развивать связную речь;
- отрабатывать звуки в речи, уметь их дифференцировать.
Содержание занятия.
1. Релаксационная гимнастика: для туловища, ног.
а) сидя прямо, локти на бедрах. Свободно наклониться вперед, голова опущена, расслабиться, руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнить легкие покачивания корпуса из стороны в сторону.
Б) повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»).
В) сидя на краю стула, туловище немного наклонить вперед, свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами.
Г) стоя, замирание в позе навытяжку, полное расслабление всего тела, «провисание».
Д) стоя, имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после её опускания.
Е) сидя, корпус прямой, на вдохе напрячь мышцы живота и задержать в этом положении несколько секунд, выдыхая максимально расслабиться.
Ж) Упражнение «Тянуть канат».
2. Дыхательные упражнения -1-7-8 упражнения по 10-15 минут. Пересказ текста своими словами.
3. Читать рифмованные тексты: произносить возрастающее количество строк стихотворения на одном выдохе.
4. Дифференциация трудно произносимых звуков (если это необходимо).
5. Звуковой синтез слов, работа со схемами слогов, слов, предложений.
6. Развитие связной речи — составление рассказов по сериям картин, а затем по картине.
7. Развитие психических процессов игра «Запомни и назови», «Что лишнее».
Жгутова Ирина Владимировна,
учитель- логопед.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 компенсирующего вида
г. Курганинска
Очень интересная работа. Заслуживает внимания логопедов, работающих с заикающимися детьми.
Замечательная работа! Как ни странно, почерпнула многое для себя, т.е. можно совершенствовать свою работу, даже и опытным специалистам. Спасибо!