Владение коммуникативными качествами речи необходимо каждому человеку. Необходимо это для того, чтобы уметь выразить себя, выгодно презентовать себя, состояться как личность.
Знания по культуре речи — умение высказать свою мысль точно, ясно, красиво, умение добиться единства формы и содержания в каждом частном случае языкового употребления – .
«Культура речи» — термин многогранный, и дойти до его сути очень сложно, если не совершенствовать свой лексический запас.
Если говорить об этом термине, то необходимо, прежде всего, зафиксировать в сознании его значение. В «Справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой о термине «культура речи» сказано:
«1. Культура речи — это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей.
2. Нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений. Нормативность речи включает в себя также ее качества, как точность, ясность, чистота…»
Также мы не можем не согласиться с Б.Н. Головиным, который объясняет понятие «культура речи» следующим образом:
а) культура речи – это, прежде всего, по-видимому, какие-то ее признаки и свойства, совокупность и система которых говорят о ее коммуникативном совершенстве;
б) культура речи – это, во-вторых, совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения;
в) культура речи – это, в-третьих, область лингвистических знаний о культуре речи как совокупности и системе ее коммуникативных качеств».
То есть, иными словами, культура речи — это знание человека совокупности и системы коммуникативных качеств и применение их в целях установления понимания между собеседниками.
Культура речи тесно связана с коммуникацией – видом речевой деятельности, в основу которой положены знаковый механизм общения (язык) и последовательность знаков языка (речь).
Понятие «коммуникация» чаще всего рассматривается с точки зрения устного произведения завершенного содержания (смысла) и обычно мы называем это устное произведение «живым словом».
«Живое слово»- это единица языка, которой мы будем обладать вследствие совершенствования коммуникативных качеств речи, для установления понимания между собеседниками (коммуникативная компетенция, речевой опыт и знание о языке).
Зотова Ольга Евгеньевна,
учитель-дефектолог