Что такое общее недоразвитие речи?

ОНР

Что такое общее недоразвитие речи?

Всё чаще и чаще родители, дети которых в том или ином возрасте не начинают разговаривать, в то время как их ровесники болтают уже, начинают бить тревогу. Сразу возникает вопрос у таких родителей: «Почему мой ребенок не говорит?» Иногда такая тревога может быть необоснованная, потому что каждый ребенок имеет свое индивидуальное речевое развитие и , возможно, ребенок заговорит чуть позже «соседского» ребенка, если нет другой серьезной патологии патологии. НО консультация логопеда, тем не менее, НЕОБХОДИМА!

Чаще всего речевые нарушения, в то числе и общее недоразвитие речи, выявляют в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно пользоваться речью.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, таких как:

  • Фонетика
  • Лексика
  • Грамматика
  • Связная речь

Фонетические нарушения характеризуются:

  • Отсутствием звуков речи.
  • Недифференцируемым произношением звуков речи.
  • Заменами звуков.
  • Нестойким употреблением звуков в разных словах.

Лексические нарушения характеризуются:

  • Бедностью предметного словаря. Это проявляется в незнании слов ближнего обихода, частей предметов, поэтому дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов.
  • Ограниченностью использования и подбора прилагательных, глаголов.
  • Трудностью использования антонимов.
  • Недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.

Слоговые нарушения характеризуются:

  • Ошибочностью в передаче слоговой структуры слов. Дети при произношении слогов допускают: перестановку слогов, добавляют лишние слоги, либо сокращают (пропускают) звки или слоги, например балерина — барелина, вместо универмаг — унимак.

Грамматический строй характеризуется:

  • неправильным употреблением родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложек);
  • неправильным согласованием глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).
  • неправильным употреблением падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
  • неправильным употреблением родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
  • неправильным употреблением предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций.

Как правило, у детей с общим недоразвитием речи отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Отмечаются и нарушения в двигательной сфере. У детей имеет место плохая координация движений, также ловкость и скорость движений снижена, отмечается недоразвитие мелкой моторики. У таких детей производимые движения обычно имеют быстрый, порывистый суетливый характер. Наряду с этим отмечается медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются.

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка

  • Способствовать развитию двигательной сферы ребенка, помня о том, что движение — это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Для развития мелкой моторики рекомендуется:

  • Расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровка, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, завязывание узелков, лепка из теста и пластилина.
  • Массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж.
  • Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна.

Для создания сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску, наполнив ее любой крупой: горох, гречка, рис.

Погружая руки в бассейн, сжимать и разжимать пальчики , просить ребенка, перемешивая крупу доставать их. Также можно опускать в бассейн мелкие игрушки.

  • Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото. Нужно иметь дома разные варианты с лото для детей всех возрастов. Во время этих игр повышается активность ребенка.
  • Способствовать расширению словарного запаса например: «Скажи по-другому»(подбирать синонимы – смотреть, глядеть, видеть); «Подбор антонимов»(высокий-низкий, день-ночь и т.д.); «Подбор слов-признаков»(заяц – быстрый, ловкий, трусливый); «Подбор слов-действий» (Кошка – мяукает, мурлычет, царапается) и т.д.
  • Способствовать развитию грамматического строя речи, используя игры: «Один-много» (огурец – огурцы, дерево — деревья); «Назови ласково»(мяч – мячик, стул — стульчик); «Счет предметов» (1 кукла, две куклы .. пять кукол); образование относительных прилагательных (стакан из стекла – стеклянный, нож из металла — металлический)

Своевременное системное обследование ребенка у логопеда, психолога и невролога и выявление данных нарушений поможет в будущем избежать многочисленных проблем, которые могут мешать ребенку в школьном обучении. Необходимо вовремя приступить к занятиям, помня о том, что общее недоразвитие речи может в дальнейшем сказываться на успеваемости ребенка в целом. При отсутствии грамотной коррекционной логопедической работы у ребенка в школе впоследствии могут возникнуть такие нарушений, как дисграфия (нарушения процессов письма) и дислексия (нарушение процессов чтения).

Степанова Е.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Советы родителям: «Дыши правильно» Советы родителям: «Дыши правильно»
Почему ребенок не говорит? Почему ребенок не говорит?

Один комментарий к материалу: "Что такое общее недоразвитие речи?"

  1. Аделина:

    Спасибо огромное за статью, Екатерина Вячеславовна! А самое главное, за разъяснения и за советы где и на что обратить внимание при заболевании ОНР. Мы сами из г. Чехова, забили тревогу сами к 4 годам. Стучали не в одни двери учреждений нашего города, но везде сплошное равнодушие, только диагнозы, разговоры о том, что профессором он вас не будет и тд. Реальная помощь пришла случайно. Попали с фимозом в областной московский центр на Б.Серпуховской , а там к замечательному логопеду Е.М.Гитман, которая в свою очередь посоветовала нам Ивантеевский санаторий. Были там уже два раза, морально тяжело всем и ребёнку тоже, хотелось продолжать в том же духе занятия, но вчера выяснила , что занятия в нашем логопедическом саду длятся всего 20 минут и всего один раз в неделю. С нашими проблемами это ни о чем.пыталась выяснить -обвинили во всех смертных грехах, так и не признавшись, хотя об этом мне сказал как сам ребёнок, так и воспитатель.Вообщем, мы зашли в тупик-опять санаторий, где помогают и очень здорово, либо мне самой, но учитывая,что я всего лишь любящая мама, а не логопед, которая занимается с ребёнком на уровне того, что знаю и понимаю сама, а вот профессиональную помощь получить в Чехове возможности нет. Платные логопеды от нас отказываются и это понятно( хотят лёгких денег). Вот такая история одной семьи((((

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.