Методическая разработка: Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида.
В нашем детском саду осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в дефектологической группе.
Система комплексного сопровождения детей дефектологической группы позволит выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.
Но существуют трудности построения коррекционно-педагогического процесса в нашей группе, так как категория детей с ЗПР разнородна по составу.
Воспитанники дефектологической группы различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков.
Для того, чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа.
В связи с этим, я разработала новую программу дефектологического обследования детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида на основе программы «Диагностика в коррекционном дошкольном образовательном учреждении», разработанной авторским коллективом Марийского института образования.
Предлагаемая программа дефектологического обследования служит инструментарием для оценки уровня усвоения обязательного минимума коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под ред. С.Г. Шевченко.
Диагностический пакет представлен материалами для обследования, проводимого учителем-дефектологом, отражает основные направления коррекционной работы, выделенные в два блока.
I. Определение уровня развития высших психических функций:
- восприятия,
- внимания,
- памяти,
- мышления,
- уровня развития мелкой моторики,
- уровень развития произвольной регуляции.
II. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений:
- количества и счета,
- геометрических фигур,
- величины,
- ориентировки в пространстве,
- ориентировки во времени,
- составления и решения арифметических задач.
К каждому предлагаемому заданию дается инструкция. Задания доступны по сложности, предлагаются в форме игровых упражнений с применением наглядно-дидактического материала.
Для оценки качества выполнения заданий по всем методикам используется трехбалльная система.
К каждому заданию подобраны критерии оценки. На основании суммы данных, показанных каждым ребенком, выводится средний показатель овладения ребенком определенным видом деятельности по формуле:
Ср.п. = б/n, где:
- Ср.п. – средний показатель,
- б – сумма баллов, показанных ребенком во всех заданиях,
- n – количество заданий в диагностике.
Количественно-качественный анализ позволяет определить уровень развития ребенка в той или иной деятельности, проследить динамику его развития, определить эффективность работы педагогов группы.
Перечень диагностического материала:
1. Внимание.
- 5 лет – методика Пьерона – Рузера (тест изменений).
- 6 лет – методика Бурдона (тест изменений).
2. Восприятие.
- Цвет — методика И.В. Дреминой.
- Форма – тест «Найди одинаковые фигуры» (А.Н. Смирнова).
- Величина:
1) Картинки с предметами различной величины (по пособиям Г.Каше). Для детей 5 лет используется игра «Назови по картинке», для детей 6 лет — «Скажи наоборот».
2) Раскладывание полосок в ряд в возрастающем порядке. Для детей 5 лет – 5 полосок, для детей 6 лет – 10 полосок.
3) «Пирамика» ( 5 лет), «Мисочка» (6 лет).
3. Особенности восприятия – целостность.
- 5 лет – «Сложи квадрат» из 4 частей.
- 6 лет – «Сложи квадрат» из 5-6 частей.
4. Мышление.
1) Наглядно – действенное мышление оценивается по таблицам Сегена.
2) Наглядно – образное. Ребенку предлагается за определенное время упорядочить серию картинок.
- Для детей 5 лет – серия из 4 картинок.
- Для детей 6 лет – серия из 5 — 6 картинок.
3) Словесно – логическое.
- 5 лет – «Назови одним словом» (например: морковь – капуста – огурец).
- 6 лет – «Что лишнее» (например: морковь – капуста – яблоко – картофель).
- Дополнительная методика «Речевые аналогии» (автор Д.Векслер).
5. Память.
1) Слуховая память.
«Запомни 10 слов» (методика А.Лурия).
2) Зрительная память.
«Запомни 9 фигур и нарисуй их».
3) Логическая память.
Опосредованное запоминание карточек (методика Л.С. Выготским, А.Р. Луриа, А.Н. Леонтьева).
6. Моторика.
- Упражнение «Бусинки».
- Тест на определение ведущей руки.
7. Произвольная регуляция.
Графический диктант (методика Д.Б. Эльконина).
Диагностика по разделу «ФЭМП».
1) Количество и счет: количественный, порядковый, уравнивание количества групп предметов.
- 5 лет – до 5.
- 6 лет – до 10.
2) Геометрические фигуры.
- 5 лет – узнавание геометрических фигур «Найди пару»
- 6 лет – различение геометрических фигур.
3) Величина «Разложи ленточки». Сравнение предметов длины, ширины, высоты.
- 5 лет – 5 предметов.
- 6 лет – 10 предметов.
4) Ориентировка в пространстве.
- 5 лет – ориентировка направления от себя.
- 6 лет – определение направления предметов по отношению к другим предметам.
5) Ориентировка во времени.
- 5 лет – различение частей суток.
- 6 лет – различение частей суток, дни недели.
Диагностический материал по обследованию элементарных математических представлений позволяет оценить степень сформированности умений, связанных с основными способами умственной деятельности: умением сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Для более глубокого представления о ребенке в начале учебного года заполняются карты обследования ребенка с диагнозами ЗПР; по данным обследования составляется план индивидуальной коррекционной работы с ребенком на первое полугодие, затем проводится промежуточное обследование в середине года и составляется план индивидуальной работы с ребенком на второе полугодие.
![]() |
Петухова Н.В., учитель–дефектолог |