«Обследуя — обучаем, обучая — обследуем»
Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей 3-4 лет создана на основе современного подхода к диагностике развития детей младшего дошкольного возраста.
По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет увеличилось количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состояние за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу детского сада. Они составляют 30-40% от общего числа детей дошкольного возраста, которые нуждаются в специальных формах и методах обучения.
В группу риска по всем этим показателям попадают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Одна из таких категорий дети с задержкой психического развития (ЗПР).
К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз. Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.
Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях.
Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к старшему дошкольному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в усвоении школьной программы. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии.
Проблема в том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормам. И этого факта уже вполне достаточно для того, чтобы познакомиться с проблемой ЗПР поближе.
Данная категория детей (ЗПР) нуждается в дифференцированной диагностике аномалии развития уже в раннем и дошкольном возрасте. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными оказывается коррекция и компенсация нарушений.
Проблема диагностики нарушений психического и познавательного развития детей отражена в трудах отечественных дефектологов: «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», под редакцией Стребелевой Е.А.[9], Забрамной С.Д. «Задания для первичного психолого- педагогического обследования ребенка» [7], Боряковой Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» [3].
Вместе с тем нет ответов на вопросы: как проводить обследования детей младшего дошкольного возраста, какой диагностический материал целесообразно использовать, и как определять критерии оценки для выявления уровня развития ребенка. Следует отметить и тот факт, что во многих изданиях диагностического цикла имеет место перечисление отдельных тестов, заданий, которые не позволяют дать квалифицированную характеристику того или иного нарушения.
В данной работе мы представили диагностическую карту, которая включает в себя основные блоки исследования: медицинский (анкета анамнестических сведений о ребенке), педагогический, психологический и речевой (представленный в виде приложения), разработанную учителем – дефектологом и учителем – логопедом.
Анкета для сбора анамнестических данных
Уважаемые родители!
Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.
Ф.И.О.ребенка___________________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________________
Национальность_________________________________________________________________
Мать___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. возраст родителей при рождении ребенка)
Отец____________________________________________________________________________
(Ф.И.О. возраст родителей при рождении ребенка)
Профессия и место работы (до рождения ребенка)_____________________________________
Наследственные заболевания родителей _____________________________________________
Наличие у родителей нервно – психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ___________________________
Которые по счету роды____________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок __________________________________________
Ребенок родился на ______________________________________ неделе беременности (в N =40)
Масса тела при рождении ____________________ Рост при рождении ____________________
Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции (грипп, ОРВИ), психотравмирующие ситуации, угроза выкидыша: 1-я половина, 2-я половина, прием лекарств во время беременности, физические перегрузки, высокое / низкое давление во время беременности.)________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Протекание родов: роды продолжались __________________ часов:
*стимуляция родов (механическая, химическая, электростимуляция)_____________________
* роды стремительные (≈ 3 часа), досрочные, срочные, обезвоженные, кесарево сечение_____
*обвитие пуповиной, ягодичное предлежание_______________________________________
Когда закричал ребенок: (сразу; после шлепка; после реанимационных мероприятий).
Характер первого крика новорожденного: громкий; пронзительный; хриплый; слабый; не кричал
__________________________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ____________________________________________
Несовместимость по резус – фактору (отрицательный, положительный, совместимый)
________________________________________________________________________________
Кормление ребенка грудью: ребенка принесли кормить на ___ ________день:
(сосал активно; кормили сцеженным молоком; не хватало молока; сосал очень лениво; «покусывал грудь»; сосал только через молокоотсос; быстро уставал и засыпал; отсасывал молоко у соска; отказывался брать грудь; требовал бутылочку с соской)__________________
При кормлении наблюдались: частые срыгивания; поперхивания; захлебывания; вытекание молока через нос; привычные рвоты_______________________________________________
Грудное вскармливание до ________ мес.; смешанное с _______ мес.; искусственное вскармливание с _______ мес.
Раннее развитие
Когда стал держать голову_________________________________________________________
Когда стал сидеть ________________________________________________________________
Когда стал ходить ________________________________ _______________________________
Когда появились первые зубы ______________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление __________________________________________________________(2м., 3м.,4м.,5м.)
Лепет ___________________________________________________________(6м., 7м., 8м.,9м.)
Характер лепета ______________________________________________________________
Первые слова _________________________________________________(1г., 1г.2м., 1г.5м,2г.)
Первые фразы ______________________________________________________(2г., 2г.6м., 3г.)
Перенесенные заболевания
( тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года ______________________________________________________________________
После года:
До 3 лет _____________________________________________________________________
после 3 лет ____________________________________________________________________
Данные о нервно – психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время ( в соответствии с данными медицинской карты).
Отношение к ребенку в семье и характер воспитания дома (ограничивают ли родители речевое общение ребенка или, наоборот, стимулировали его)
____________________________________________________________________________
Занимались ли с логопедом, дефектологом с какого возраста ___________________________
Результаты коррекционной работы ________________________________________________
Вся предоставленная информация будет строго конфиденциальна.
Спасибо за помощь!
Карта
обследования дефектологом ребенка, поступившего
в учреждение компенсирующего вида
(младшая группа с 3-4 лет)
Фамилия, имя, отчество____________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________________
Дата обследования________________________________________________________
Дефектолог______________________________________________________________
Направленияобследования | Знания, умения, навыки |
стартовая |
итоговая |
І. Общие представления |
1.Имя | ||
2.Фамилия | |||
3.Возраст | |||
4.Члены семьи | |||
Средний балл | |||
Развитие состояния моторных функций |
|||
ІІ. Общая моторика |
1.Бросает большой мяч | ||
2.Ловит большой мяч | |||
3. Бросает маленький мяч | |||
4.Ловит маленький мяч | |||
5. Поднимается по лестнице | |||
6.Спускается по лестнице | |||
7. Прыгает на двух ногах | |||
Средний балл | |||
ІІІ. Тонкая моторика. |
1. Собирает пальцы в щепотку. | ||
2. Двумя пальцами руки «ходит» по столу. | |||
3. Машет в воздухе только пальцами. | |||
4. Катает каждым пальцем мелкие бусинки, шарики | |||
5. Запускает пальцами мелкие волчки. | |||
6.Надевает деталь пирамидки на штырь. | |||
7. Сжимает пальцы педагога:-не сжимает-сжимает слабо-сжимает сильно | |||
Конструктивный праксис |
8. Строит башню из 4-х кубиков. | ||
9. Складывает разрезную картинку (2-3 части). | |||
10. Конструирует из палочек по образцу (дорожка, молоток, заборчик). | |||
Графический праксис.
|
11. Умеет держать карандаш (ведущая рука). | ||
12. Рисует круг. | |||
13. Рисует вертикальные и горизонтальные линии. | |||
Средний балл | |||
Особенности речевого развития |
|||
ІV. Речевое развитие (смотри приложение)
|
1. Выполнение одноступенчатой инструкции | ||
2. Выполнение двухступенчатой инструкции | |||
3. Состояние импрессивной речи | |||
4. Состояние экспрессивной речи | |||
5. Состояние фонематического восприятия | |||
6. Состояние фразовой речи | |||
Средний балл | |||
Развитие элементарных математических представлений |
|||
V. Сенсорное развитие. |
1. Дифференциация предметов, контрастных по величине. | ||
2. Нанизывание колец в соответствии с величиной. | |||
3.Соотнесение однородных предметов по цвету. | |||
4. Выбор цвета по инструкции( самостоятельное называние) | |||
5. Выбор формы по инструкции (самостоятельное называние). | |||
6. Работа с коробкой форм. | |||
Средний балл | |||
VI. Пространственно- временные представления.
|
1.Вверху — внизу | ||
2. Впереди — сзади | |||
3.Ориентировка в схеме собственного тела, предметном материале. | |||
4. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:-на-в-под-за | |||
5. Определение времени суток на стимульном материале-день-ночь | |||
Средний балл | |||
VІІ. Основы счета. | 1.Дифференциация понятий «один – много» | ||
2. Дифференциация понятий «много», «мало», « ни одного». | |||
Средний балл | |||
Особенности психических процессов |
|||
VІІІ. Особенности внимания. |
1. Находит две одинаковые картинки | ||
2. Называет (или показывает) рисунки, частично наложенные друг на друга. | |||
Средний балл | |||
IX. Особенности памяти. |
1. Показывает (или называет) изменения Д/игра « Чего не стало?» | ||
Средний балл | |||
Особенности эмоционально – волевой сферы |
|||
X. Особенности поведения ребенка во время обследования. |
1. Контакт:-активный-пассивный (формальный)- не вступает | ||
2. Поведение:-соответствует ситуации- не соответствует ситуации | |||
3. Критичность:-критичен- критичность снижена-не критичен | |||
4. Переключаемость с одного вида деятельности на другой.-переключается- переключаемость снижена- не переключается |
Заключение учителя-дефектолога по результатам обследования
_______________________________________________________________________________
1 балл — ребенок не принимает и не понимает условия задания.
2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает, ответы носят неадекватный характер, в условиях обучения отвечает адекватно, но после обучения самостоятельно с заданием не справляется.
3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно задания выполняет только после обучения.
4 балла — ребенок понимает и принимает условия задания, самостоятельно справляется с его выполнением.
Результаты психолого – педагогического обследования детей
Первая группа (9-12 баллов) составляют дети которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, действуют неадекватно. Показатель детей этой группы свидетельствуют о не благополучии в их интеллектуальном развитии.
Вторая группа (13 – 20 баллов) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного результата, для них характерны, оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания. Задания по подражанию и после обучения самостоятельно выполнить не могут. При этом они безразличны к результатам своей деятельности.
Третья группа (21-29 баллов) составляют дети, которые заинтересованы сотрудничать со взрослыми. Они сразу же принимают задание, принимают его условия и стремятся к выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.
Четвертая группа (30-36 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видами деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.
Приложение к карте обследования речевого развития ребенка
с задержкой психического развития
в младшей группе (3-4 лет)
Ф.И. ребенка_______________________________________________
Направление исследования |
баллы |
|
Исследования лексики и грамматического строя импрессивной речи. | Н.г. | К.г. |
1. Пассивный словарь:а). Понимание конкретных существительных:
Инструкция: «Покажи, где (кукла, стол, стул ) части тела (на себе, на кукле): голова, ноги, руки____________ части машины кабина, колеса, кузов, руль:__________________ части дома крыша, окно, дверь ___________________________ б). Понимание обобщающих слов: Инструкция: «Выбери картинку, где»: игрушки ( кубики, мишка, пирамидка, кукла, мяч, машинка, )____ в). Понимание действий: Инструкция: «Покажи, где девочка спит, играет, ест, рисует, гуляет, пьет». Выполнить поручения по речевой инструкции: Дай куклу. Покорми куклу. Посади куклу. |
||
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных:Инструкция: «Покажи, что назову» (на картинках):
шар — шары мяч — мячи кукла – куклы стол — столы |
||
3. Понимание существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:-Инструкция: « Покажи, что назову» (на картинках):
дом – домик стол — столик мяч – мячик стул — стульчик |
||
3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за):Инструкция: «Положи мячик (в коробку, на стол, под стол, около стола)». | ||
Средний балл | ||
Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи | ||
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь). | ||
2. Активный словарь:а) Существительные
- Назови каждый предмет, нарисованный на картинке (по темам): игрушки_________________________________________________ посуда__________________________________________________ одежда_________________________________________________ домашние животные______________________________________ дикие животные__________________________________________ |
||
б) Обобщающие понятия.Назови, одним словом все эти предметы:
игрушки одежда посуда животные |
||
в) глагольный словарь- Назови, что делает мальчик (по картинкам):
ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет _______________________ |
||
3. Состояние грамматического строя речи (при наличии фразовой речи).а) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода:
Инструкция: Назови, какого цвета: шар – красный________ машина – красная______ карандаш – синий_____ чашка – синяя________ |
|
|
б). Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за):Инструкция: Назови, что….
( в коробке, на столе, под столом, около стола). |
||
в). Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:Инструкция: Назови маленький предмет (по картинкам).
стол – столик нос — ________________ дом — ______________ ложка -_______________ кукла -_____________ кровать -_____________ |
||
г)Образование названий детенышей животных:Инструкция: Назови детенышей животных.
У кошки – котенок__________у лисы — ______________ У зайца - ____________ у медведя — ______________ |
- | |
Средний балл | ||
4. Исследования фонематической стороны речи.а). Дидактическая игра «Что звучит?» (колокольчик, погремушка, бубен)
Инструкция: «Угадай, что звучит? |
||
б) Показать на картинки предметы, называемые дефектологом:Инструкция: Покажи, что назову:
стол – стул папа – баба точка – дочка косы – козы миска – мишка |
||
Средний балл | ||
4. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи).Инструкция: Послушай сказку «Курочка Ряба». Попробуй её повторить.
- самостоятельно пересказывает - с помощью взрослого - с заданием не справляется |
||
Средний балл |
Исследование звукопроизношения
Звуки |
Характер произношения звуков |
|||||
изолированно | в словах | во фразах | ||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
а-о-у-и-ы | ||||||
(б)-(п)-(м) | ||||||
(в)-(ф) | ||||||
(д)-(т)-(н) | ||||||
(г)-(к)-(х) | ||||||
(й) | ||||||
(я) | ||||||
(е) | ||||||
(ё) | ||||||
(ю) | ||||||
(с) | ||||||
(с’) | ||||||
(з) | ||||||
(з’) | ||||||
(ц) | ||||||
(ш) | ||||||
(ж) | ||||||
(щ) | ||||||
(ч) | ||||||
(л) | ||||||
(л’) | ||||||
(р) | ||||||
(р’) |
При составлении схемы обследования мы руководствовались рекомендациями выше указанных авторов. Приемы обследования нами использованы и адаптированы с учетом цели исследования и контингента обследованных детей. Изучая познавательное и речевое развитие детей, учитывали его развитие в онтогенезе в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями [8].
Новизна предлагаемого диагностического инструментария в том, что он рассчитан на комплексный подход к изучению личности ребенка с ЗПР. Диагностическое пособие включает в себя подробные рекомендации, и шкалу количественной оценки разработанная ведущими специалистами коррекционной педагогики Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной. Представленная разработка помогает определить уровень развития детей младшего дошкольного возраста и спланировать первую ступень индивидуального маршрута развития.
Практическая ценность заключается в том, что представленные диагностические материалы соответствуют мотивации обследования и практическому использованию в сфере образования. Диагностическое пособие не требует дополнительной информации, в нем сосредоточен материал, позволяющий изучить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста 3-4 лет и определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятия задания, способ его решения, обучения во время мониторинга, отношения к результату своей деятельности.
Разносторонность мониторинга познавательного развития детей младшего дошкольного возраста позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия в полном объеме на данный период дошкольного возраста.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Архипова Е.Ф. Скрининговая методика обследования психо-моторного развития детей // Логопед. – 2005.
2. Борякова Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития. // Коррекционная педагогика. – 2004. — №6.
3. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. – М. Лабиринт – 1996.
5. Дробинская А.О. Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. –М: Школьная пресса, 2005
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб, методических рекомендаций / Под ред. Балобанова В.П. и др.. – СПб.: Детство Пресс, 2001.
7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.
9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под. ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.
Салахиева Елена Анатольевна,
учитель-логопед
МДОУ Детский сад №404 комбинированного вида
Ленинского района, города Перми
Шарипова Алия Тимирхановна,
учитель-дефектолог
МДОУ Детский сад №37 компенсирующего вида,
город Березники, Пермский край