В статье раскрывается практическое применение дидактических пособий, как средства развития умения узнавать неречевые звуки, различать звуки речи, слоги, формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, количество звуков в слове, место звука в слове.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием фонематических процессов.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — ЭТО:
- фонематический слух;
- фонематическое восприятие;
- фонематические представления.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
- способность слышать есть данный звук (фонема) в слове или нет;
- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
- умение определять линейную последовательность звуков в слове;
- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
- осознание или подсчёт количества звуков в слове.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
- это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.
Для того, чтобы формирование фонематических процессов у дошкольников проходило в интересной и увлекательной форме, я в своей работе использую самостоятельно – изготовленные игровые пособия. Одно из них хочу представить:
«Фонематический калейдоскоп»
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия.
Пособие изготовлено в виде панно, на котором расположена тучка (из ткани), к ней на атласных лентах прикреплены капельки («киндер сюрпризы»), наполненные различными сыпучими материалами (крупы, сахар, песок, мука, гвоздики и т.д.); вязанное солнышко, лучики которого также сплетены из атласных лент, закреплены резиночками, которые застегиваются на пуговицы; ёжики (аппликация из ткани), у которого на спине пристегиваются капельки (стеклянные камешки); также изображены цветы (вяжутся крючком), к которым можно пристёгивать бабочек; в центре панно яблонька (аппликация из ткани) с крючками на которые можно вешать яблочки.
«Тучка с капельками» направлена на развитие умения определять не речевые звуки. Ребёнок по звучанию должен догадаться, что внутри капельки. Можно сделать пары капелек с одинаковым наполнением, ребенку предлагается найти капельки, которые звучат одинаково.
«Солнце с лучиками», «Ёжик с капельками на спине», направлены на развитие умения определять количество слогов в слове. Ребёнок на каждый слог слова застегивает (отстёгивает) лучик, или прикрепляет (снимает) капельку.
«Яблонька» — на развитие умения определять количество слов в предложении. Проговаривая слова в предложении, ребёнок на каждое слово снимает с яблоньки яблочко. Сколько яблочек снял, столько слов в предложении.
«Бабочки на цветах» — определение места звука в слове (начало – середина – конец).
Необходимо найти звук в словах. Если звук в начале слова, ребёнок садит бабочку на первый цветок, если в середине на второй цветок, если в конце – на третий. Цвет бабочки меняется в зависимости от заданного звука: гласный – красная бабочка, согласный твёрдый – синяя, согласный мягкий – зелёная.
Из опыта работы могу заметить, что использование различных игровых пособий, способствует повышению познавательной и речевой активности дошкольников.
![]() |
Ионова Светлана Александровна, учитель-логопед, МДОУ «Детский сад №41», г. Ачинск, Красноярский край, Россия |