Конспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация букв А-Я в словах, словосочетаниях, предложениях» может быть использован учителями-логопедами общеобразовательных школ.
Конспект логопедического занятия во 2 классе, группа с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Тема: Дифференциация букв А – Я в словах, словосочетаниях, предложениях
Цель:
- формирование навыка употребления букв А-Я после твердых и мягких согласных на письме в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о твердости и мягкости согласных перед гласными А-Я,
- учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я в словах, словосочетаниях, предложениях.
Коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать словарный запас учащихся, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;
- развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память.
Воспитательные:
- формировать личностные качества (уважение друг к другу, доброжелательность) и положительную мотивацию к обучению;
- формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности.
Универсальные учебные действия.
Личностные УУД:
- Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
- Формирование интереса к учебному материалу.
Регулятивные УУД:
- Формирование определять цель деятельности на занятии.
- Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
- Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
- Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей.
- Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
- Формирование умения на основе анализа делать выводы.
- Формирование умения устанавливать аналогии.
- Формирование умения обобщать.
Оборудование:
- презентация, компьютер, камень, карточки (со схемами, синквейном, названиями детенышей), фломастеры, каштаны.
1. Мотивация. Самоопределение к деятельности.
1.Положительный настрой на работу.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у меня в руках?
- Правильно, камень. Этот камень не обычный, а морской. Какой еще он, добавьте?
- Давайте согреем его теплом своих рук и передадим друг другу добрые чувства.
- Итак, ребята, камень от нашего добра стал теплым. Мы переходим к нашему занятию.
2. Определение темы.
– Мы отправляемся в гости к обитателям Цветочного города, чтобы помочь им в различении букв. Какие это буквы, скоро узнаете.
- Послушайте предложение и назовите 2 похожих слова: Петя еще мал, он траву мял.
- Как звучит первый звук в слове МАЛ? Почему?
- Как звучит первый звук в слове МЯЛ? Почему?
- Подберем схемы к словам.
- Какая же сегодня тема?
- Что мы знаем о буквах А и Я?
- Сегодня вместе с обитателями Цветочного города мы будем различать А и Я.
3. Пальчиковый массаж каштаном.
- Подготовим пальчики к работе. Выполним круговые движения вправо и влево.
-А теперь запишем тему, слова, выделим буквы зеленым и синим цветом.
2. Актуализация знаний.
1. Определение твердости-мягкости согласного на слух.
– Первыми нас встречают Винтик и Шпунтик. Они механики и постоянно мастерят, изобретают что- то своими руками. Давайте и мы поработаем ручками. Как услышите в слове первый звук твердый, то стукните кулачком о кулачок. А если услышите мягкий, то проведете ладошкой по ладошке (бак, ряд, мак, мясо, врач, сядь, вяз, таз, каша, дядя, тяпка).
2. Работа со слогами.
- На улице Колокольчиков встречаем Незнайку. Ему нужна помощь: определить лишний слог (са-ся-са).
3. Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа со словами и словосочетаниями.
- И вот встречаем Растеряйку. Что вы про него знаете?
- Он нес слова и растерял несколько букв. Поможем вставить А или Я и подобрать слова друг к другу так, чтобы получилось словосочетание (бабочка, мышка, шляпа, дятел, клякса, лиса, хитрая, новая, черная, серая, пестрый, яркая).
4. Физкультминутка.
- А сейчас доктор Пилюлькин предлагает нам немного отдохнуть.
5. Проверка понимания.
1. Исправить слова.
- Около ручейка нас ждет Торопыжка, который поторопился и написал слова с ошибками. Поможем ему исправить (лисата, слоната, телятя, волчята).
- Какое правило встретилось в слове ВОЛЧАТА?
- А теперь назовем все эти слова одним словом.
- Запишите слова правильно в тетрадь.
Проверка.
3. Закрепление новых знаний.
1. Работа с синквейном (составление предложения).
- На улице Одуванчиков живет поэт Цветик, который с художником Тюбиком, приготовил сюрприз. Тюбик нарисовал предмет, но какой — секрет. Этот предмет зашифровал Цветик в синквейне. Сейчас вы отгадаете. Но сначала вспомните, что вы знаете о синквейне?
- Отгадайте, что это за предмет?
- Правильно, мяч. Дополните синквейн (составляют предложение со словом МЯЧ).
Проверка.
- Какую букву написали после М в слове МЯЧ? Почему?
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот мы и побывали в гостях у наших друзей из Цветочного города. Пора возвращаться домой. Давайте вспомним, кому мы помогали и в чем?
- Какая гласная должна стоять после твердого согласного? А после мягкого?
- Какие задания понравились?
– Какие вызвали затруднения?
- Оцените свою работу и настроение.
Кочепасова Г.В.,
учитель-логопед