Программа восстановительного обучения при нарушении акта глотания

Нарушение акта глотанияОпыт восстановительного обучения при дисфагии получен в совместной работе логопедов в отделении неврологии. Обследование акта глотания адаптировано для качественного использования логопедами в работе.

Дисфагия — это нарушение акта глотания. Проявляется затруднением или невозможностью глотания, болями в момент глотания, попаданием пищи или жидкости в нос, гортань, трахею.

Причины дисфагии — воспалительные процессы полости рта, глотки, пищевода, гортани, средостения, инородные тела, рубцовые сужения и опухоли, диффузный спазм пищевода , некоторые нервные заболевания.

В отделении неврологии нарушение акта глотания пациент преодолевает при помощи логопеда.

По данным и последним рекомендациям коллег НИИ ЦВП и инсульта скрининг тест акта глотания осуществляет логопед.

В первые сутки после перевода или поступления больного в отделение мы оцениваем качество глотания. Для этого мы используем шкалу оценки дисфагии, протокол, тест трех глотков. В которых подробно описываем качество работы мимико-артикуляторной мускулатуры, голоса и дыхания, мягкого неба.

Представляем вашему вниманию программу коррекционного воздействия для пациентов с нарушенным актом глотания.

Осмотр логопеда

А) Рекомендации пациенту и ухаживающим.

  • По кормлению.
  • По характеру пищи.
  • Мимическая гимнастика для самостоятельных занятий.

Б) Занятия логопеда.

  • Проведение логопедических занятий – 20 мин.
  • Логопедический массаж – 10 мин.

Шкала для оценки симптоматики у пациента:

0 — дисфагии нет (нормальная диета без ограничений).
1 — затруднение с проглатыванием твёрдой пищи, жидкая пища не вызывает затруднений.
2 — возможность глотать только жидкость.
3 — трудности с проглатыванием жидкости или слюны.
4 — полная дисфагия.

1. Подготовка оборудования.

  • Подходящий стол и стул.
  • Поддерживающие предметы, например подушки.
  • Специальные кружки, ножи, тарелки, нескользящие коврики.
  • Салфетки.

2. Создание соответствующей атмосферы.

  • Хочет ли пациент есть вместе с другими.
  • Обеспечение изолированности пациента, если это необходимо.
  • Ограничение отвлекающих моментов до минимума (выключить телевизор, радио, установить ширму/задернуть занавеси вокруг пациента).
  • Создание спокойной, положительной, ненапряженной атмосферы.

3. Подготовка пациента.

  • Очищение ротовой полости.
  • Правильное позиционирование.
  • Логопед определяет подходящую консистенцию пищи.
  • Старайтесь, чтобы еда выглядела аппетитной.
  • Постарайтесь, чтобы она была достаточно теплой, так как пациентам с дисфагией требуется длительное время для приема пищи.
  • Если пациент не чувствует теплую пищу во рту или у него повышенная чувствительность, кормите его пищей комнатной температуры.
  • Предлагайте твердую и жидкую пищу в разное время. Таким образом, жидкости не будут проталкивать твердую пищу вниз по глотке, и пациент не будет глотать плохо прожеванную пищу или поперхиваться жидкостью. Обе эти предосторожности снижают риск аспирации.

Упражнения для восстановления глотания:

  • Имитировать знакомые движения:

– покашливать «кхе-кхе».
– зевать, широко раскрывая рот.
– изображать свист без звука, напрягая ротовую полость.
– полоскать горло.
– храпеть.
– глотать манную кашу – «ням, ням и глоток».

  • Твердо, как бы тужась, произносить звуки «а» и «э» 3-5 раз.
  • Высунув язык, говорить звук «г».
  • Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть.
  • Глотать капли воды из пипетки.
  • Тянуть звук «м», сомкнув губы (на сколько хватает воздуха, то есть выдоха).
  • Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани.

Специальные упражнения для мимических мышц:

  • поднимать брови вверх;
  • морщить брови («хмуриться»);
  • закрывать глаза (последовательность выполнения этого упражнения: посмотреть вниз; закрыть глаза, придерживая веко пальцами на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение минуты; открывать и закрывать глаза 3 раза подряд);
  • улыбаться с закрытым ртом;
  • щуриться;
  • опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать» («вибрировать» губами);
  • свистеть;
  • расширять ноздри;
  • поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы;
  • опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы;
  • улыбаться с открытым ртом;
  • погасить зажженную спичку;
  • набрать в рот воду, закрыть рот и полоскать его, стараясь не выливать воду;
  • надувать щеки;
  • перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно;
  • опускать углы рта вниз при закрытом рте;
  • высовывать язык и делать его узким;
  • открыв рот, двигать языком вперед-назад;
  • открыв рот, двигать языком вправо-влево;
  • выпячивать вперед губы «трубочкой»;
  • следить глазами за двигающимся по кругу пальцем;
  • втягивать щеки при закрытом рте;
  • опускать верхнюю губу на нижнюю;
  • кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте, прижимая язык с разной степенью усилия.

Упражнения для улучшения артикуляции:

  • произносить звуки [о], [и], [у];
  • произносить звуки [п], [ф], [в], подводя нижнюю губу под верхние зубы;
  • произносить сочетание этих звуков: [ой], [фу], [фи] и т. д.;
  • произносить слова, содержащие эти звуки, по слогам (о-кош-ко, Фек-ла, и-зюм, пу-фик, Вар-фо-ло-мей, и-вол-га и др.).

Протокол оценки функции глотания

Скачать

1) Малеева Ирина Ивановна,
логопед отделения опухолей головы и шеи
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ  г.Москва

2) Волошина Елена Владимировна,
логопед отделения нейрохирургии
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ  г.Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (10 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Один комментарий к материалу: "Программа восстановительного обучения при нарушении акта глотания"

  1. Ксения Быкова:

    Уважаемая Ирина Ивановна и Елена Владимировна,

    Была ли ваша статья опубликована где-либо в печатном издании? Какие источники литературы использовались при написании данной статьи?

    С уважением,
    Ксения Быкова

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.