Опыт восстановительного обучения при дисфагии получен в совместной работе логопедов в отделении неврологии. Обследование акта глотания адаптировано для качественного использования логопедами в работе.
Дисфагия — это нарушение акта глотания. Проявляется затруднением или невозможностью глотания, болями в момент глотания, попаданием пищи или жидкости в нос, гортань, трахею.
Причины дисфагии — воспалительные процессы полости рта, глотки, пищевода, гортани, средостения, инородные тела, рубцовые сужения и опухоли, диффузный спазм пищевода , некоторые нервные заболевания.
В отделении неврологии нарушение акта глотания пациент преодолевает при помощи логопеда.
По данным и последним рекомендациям коллег НИИ ЦВП и инсульта скрининг тест акта глотания осуществляет логопед.
В первые сутки после перевода или поступления больного в отделение мы оцениваем качество глотания. Для этого мы используем шкалу оценки дисфагии, протокол, тест трех глотков. В которых подробно описываем качество работы мимико-артикуляторной мускулатуры, голоса и дыхания, мягкого неба.
Представляем вашему вниманию программу коррекционного воздействия для пациентов с нарушенным актом глотания.
Осмотр логопеда
А) Рекомендации пациенту и ухаживающим.
- По кормлению.
- По характеру пищи.
- Мимическая гимнастика для самостоятельных занятий.
Б) Занятия логопеда.
- Проведение логопедических занятий – 20 мин.
- Логопедический массаж – 10 мин.
Шкала для оценки симптоматики у пациента:
0 — дисфагии нет (нормальная диета без ограничений).
1 — затруднение с проглатыванием твёрдой пищи, жидкая пища не вызывает затруднений.
2 — возможность глотать только жидкость.
3 — трудности с проглатыванием жидкости или слюны.
4 — полная дисфагия.
1. Подготовка оборудования.
- Подходящий стол и стул.
- Поддерживающие предметы, например подушки.
- Специальные кружки, ножи, тарелки, нескользящие коврики.
- Салфетки.
2. Создание соответствующей атмосферы.
- Хочет ли пациент есть вместе с другими.
- Обеспечение изолированности пациента, если это необходимо.
- Ограничение отвлекающих моментов до минимума (выключить телевизор, радио, установить ширму/задернуть занавеси вокруг пациента).
- Создание спокойной, положительной, ненапряженной атмосферы.
3. Подготовка пациента.
- Очищение ротовой полости.
- Правильное позиционирование.
- Логопед определяет подходящую консистенцию пищи.
- Старайтесь, чтобы еда выглядела аппетитной.
- Постарайтесь, чтобы она была достаточно теплой, так как пациентам с дисфагией требуется длительное время для приема пищи.
- Если пациент не чувствует теплую пищу во рту или у него повышенная чувствительность, кормите его пищей комнатной температуры.
- Предлагайте твердую и жидкую пищу в разное время. Таким образом, жидкости не будут проталкивать твердую пищу вниз по глотке, и пациент не будет глотать плохо прожеванную пищу или поперхиваться жидкостью. Обе эти предосторожности снижают риск аспирации.
Упражнения для восстановления глотания:
- Имитировать знакомые движения:
– покашливать «кхе-кхе».
– зевать, широко раскрывая рот.
– изображать свист без звука, напрягая ротовую полость.
– полоскать горло.
– храпеть.
– глотать манную кашу – «ням, ням и глоток».
- Твердо, как бы тужась, произносить звуки «а» и «э» 3-5 раз.
- Высунув язык, говорить звук «г».
- Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть.
- Глотать капли воды из пипетки.
- Тянуть звук «м», сомкнув губы (на сколько хватает воздуха, то есть выдоха).
- Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани.
Специальные упражнения для мимических мышц:
- поднимать брови вверх;
- морщить брови («хмуриться»);
- закрывать глаза (последовательность выполнения этого упражнения: посмотреть вниз; закрыть глаза, придерживая веко пальцами на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение минуты; открывать и закрывать глаза 3 раза подряд);
- улыбаться с закрытым ртом;
- щуриться;
- опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать» («вибрировать» губами);
- свистеть;
- расширять ноздри;
- поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы;
- опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы;
- улыбаться с открытым ртом;
- погасить зажженную спичку;
- набрать в рот воду, закрыть рот и полоскать его, стараясь не выливать воду;
- надувать щеки;
- перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно;
- опускать углы рта вниз при закрытом рте;
- высовывать язык и делать его узким;
- открыв рот, двигать языком вперед-назад;
- открыв рот, двигать языком вправо-влево;
- выпячивать вперед губы «трубочкой»;
- следить глазами за двигающимся по кругу пальцем;
- втягивать щеки при закрытом рте;
- опускать верхнюю губу на нижнюю;
- кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте, прижимая язык с разной степенью усилия.
Упражнения для улучшения артикуляции:
- произносить звуки [о], [и], [у];
- произносить звуки [п], [ф], [в], подводя нижнюю губу под верхние зубы;
- произносить сочетание этих звуков: [ой], [фу], [фи] и т. д.;
- произносить слова, содержащие эти звуки, по слогам (о-кош-ко, Фек-ла, и-зюм, пу-фик, Вар-фо-ло-мей, и-вол-га и др.).
Протокол оценки функции глотания
1) Малеева Ирина Ивановна,
логопед отделения опухолей головы и шеи
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва
2) Волошина Елена Владимировна,
логопед отделения нейрохирургии
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва
Уважаемая Ирина Ивановна и Елена Владимировна,
Была ли ваша статья опубликована где-либо в печатном издании? Какие источники литературы использовались при написании данной статьи?
С уважением,
Ксения Быкова