Дизартрия — средства и методы коррекции

ДизартрияВ своей статье автор разъясняет понятие «дизартрия». Говорит о причинах вызывающих дизартрию. Так же рассказывает о видах и степенях данного речевого нарушения. Автор говорит о видах и средствах коррекции дизартрии, а так же о последствиях отсутствия своевременной помощи. 

Данная статья будет полезна родителям, логопедам, дефектологам и педагогам.

Дизартрия (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.

Существует множество факторов, вызывающих возникновение дизартрии.

  • Во время протекания беременности это может быть множество вредоносных факторов, например вирусные инфекции.
  • Так же влияют токсикозы, патологии плаценты и так далее.
  • Непосредственно во время родов так же могут быть определенные моменты влияющие на ребенка, это могут быть как затяжные , так и стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца, гипоксия плода и так далее.

В раннем возрасте так же существует вероятность начала развития дизартрии. В данном случае ее началом могут послужить инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др. Наблюдается при травмах и опухолях нервной системы, нарушениях мозгового кровообращения, нейроинфекциях, демиелинизирующих заболеваниях и др.

В отличие от других нарушений речи при дизартрии страдает произносительная часть речи целиком. Несвоевременная коррекция может привести к нарушению чтения и письма.

Как определить дизартрию у ребенка? Отличить дизартрию довольно просто. Она характеризуется малой подвижностью речевой и мимической мускулатуры. Речь кажется смазанной, звукопроизношение будет четко нарушено. Ритм дыхания у таких детей нарушен, речь не плавная. Темп речи так же требует коррекции.

Дизартрия бывает тяжелой и легкой.

Тяжелая форма чаще всего является компонентом детского церебрального паралича. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Существуют степени тяжести дизартрии:

  • I (стертая дизартрия) – выявляется только логопедом при специальном обследовании.
  • II– нарушения звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • III –ресь понимают только близкие люди и ситуативно посторонние.
  • IV – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

В логопедических группах важнеяшая роль отводится развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха.

При коррекции дизартирии работа должна носить комплексный характер. В начале работы необходимо подготовить речевой аппарат к формированию артикуляционным укладам. Первым этапом может стать коррекция дыхания и голоса, развитие речевого праксиса, а так же развитие слухового восприятия.

Логопедическая работа должна проводиться систематически. На логопедических занятия по коррекции дизартрии проводятся занятия по развитию мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), развитие моторики речевого аппарата. Это может быть артикуляционные упражнения, логопедический массаж, зондовый, точечный, вибромассаж и т.д.

Затем можно проводить работу по коррекции звукопроизношения, а так же по формированию звукового анализа и синтеза, развитие лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Следует отметить, что ставить и автоматизировать звуки необходимо исходя из доступности артикуляционных укладов на данный момент. Процесс постановки и автоматизации звуков у детей с дизартрией отмечается большой трудоемкостью, а так же широкими временными рамками.

На общем фоне может применяться медикаментозная терапия и реабилитация ( сегментно-рефлекторный, точечный массаж, акупрессуры, ЛФК, лечебные ванны, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывание, гирудотерапия) при назначении неврологом!

Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

Медикаментозное лечение дизартрии предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы. Они оказывают специфическое влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что направляют на различные процедуры, а так же назначать медикаментозное лечение может только врач-невролог либо врач-физиотерапевт.

Порецкова В.Ю.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дизартрия Метки: 

Сейчас читают:

Особенности организации коррекционной работы на занятиях по звукопроизношению с детьми, имеющими диагноз «Дизартрия» Особенности организации коррекционной работы на занятиях по звукопроизношению с детьми, имеющими диагноз «Дизартрия»
Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с дизартрией Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с дизартрией
Коррекционная работа с детьми с дизартрией Коррекционная работа с детьми с дизартрией
Особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией с зубочелюстными аномалиями Особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией с зубочелюстными аномалиями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.