Рекомендации по проведению домашнего речевого занятия — консультация для родителей

Домашние речевые занятияВ статье даны рекомендации логопеда родителям по проведению домашнего речевого (логопедического) занятия и рассмотрена его структура.

Статистика утверждает, что количество детей с различными речевыми проблемами в последние годы значительно увеличилось.

Только в процессе общения с окружающими людьми формируется речь ребенка. Главную роль играет, конечно, общение с родителями. И если перед логопедом стоит задача исправить дефекты речи, возникшие при неправильном речевом развитии, то задача родителей — обеспечить нормальное развитие устной речи своего малыша:

  • развитие связной речи,
  • грамматического строя речи,
  • правильного звукопроизношения.

Уважаемые родители, вы начали заниматься со специалистом или решили самостоятельно проводить домашние занятия по развитию речи.

Как известно, что в процесс успешного обучения входит следующая цепочка:

Специалист — Ребёнок — Родитель

Специалист — логопед обычно дает домашнее задание, или вы подбираете материал к домашним занятиям с ребенком самостоятельно.

Основные правила, которые нужно учитывать родителям, когда они занимаются дома с ребенком:

  1. Пособия и литература для домашних речевых занятий должны соответствовать возрасту ребенка, с небольшим плюсом – минусом. То есть с трёхлетним ребёнком вы можете заниматься по методикам от двух до четырёх лет.
  2. Занятия должны, по возможности, проходить в одно и тоже время. И тут надо постараться «взять себя в руки», никакие отговорки от взрослого не принимаются. Например: «Мне надо было в парикмахерскую». Дети это чувствуют, и если время будет периодически переносится, то учебный настрой у ребёнка пройдёт. И в следующий раз ребёнка будет сложно уговорить заниматься.
  3. Занятия лучше проводить в одном и том же месте, например, за детским столом. Если, конечно, другого не требует направленность занятия — например, задания с водой лучше проводить на кухне или ванной.
  4. Длительность домашнего речевого занятия. Занятие с ребёнком раннего и дошкольного возраста длится до 30 минут. Со школьником можно заниматься от 30 до 45. Начинаем от 5-10 минут, обязательно с частой сменой деятельности. Например, позанимались с фигурами, затем физические упражнения, затем порисовали.
  5. Следует помнить, что ведущий вид деятельности у ребёнка дошкольного возраста – игра. Поэтому все задания должны обыгрываться.

Структура домашнего речевого занятия

1. Организационный момент.

Ребёнку и Вам надо настроится на занятие. Например, можно сказать: «А теперь мы с тобой пойдём в гости к звуку С» и так далее.

2. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика для детей — это гимнастика для языка и других частей артикуляционного аппарата. Рекомендуем выполнять каждое упражнение от 5 до 10 раз.

3. Пальчиковая гимнастика.

  • Активные движения пальчиками, которые выполняет сам ребёнок по показу взрослого.
  • Пассивная пальчиковая гимнастика – выполняет взрослый руками ребёнка.
  • Самомассаж — делается как руками ребёнка и взрослого, так и с помощью различных приспособлений. Например, массажируем ладошки и пальчики прокатыванием грецких орехов.

4. Дыхательная гимнастика.

У детей очень часто встречается неправильное речевое дыхание. Это значит, что ребёнок не соблюдает необходимой последовательности: проглатываем слюни – вдох — на выдохе произносим слова. Существует много игр и приёмов, методик, чтобы добиться правильного дыхания. Например, игры с водой – «Буря», когда дуем через трубочку в ёмкость с водой, сильно или слабо, но долго. Взрослый координирует задания и следит за правильностью их выполнения.

5. Многократное произнесение звука (отдельное произнесение твёрдых и мягких).

Например «с — с-с», «сь — сь — сь» и другие звуки.

Упражнение «Заморозим пальчики» — подносим ко рту руки и пытаемся их «заморозить», при правильном произнесении звуков «С» и «СЬ» воздух должен быть холодный.

6. Многократное проговаривание слогов.

Например:

  • са-са-са
  • ас-ас-ас
  • аса-аса-аса

Так же с другими гласными.

Затем меняем слоги местами.

  • ас-ос-ус-ис
  • са-со-су

Позднее можно проговаривать со сменой слов:

  • сок-сом-сам
  • сом-сам-сок

7. Проговаривание слов со звуком в начале, конце, середине слова.

С утрированием, на данном звуке:

  • сссом
  • сссани
  • носсс

Звуки Ч, Ц – начинают со слов, где звук стоит в конце.

8. Составление, проговаривание словосочетаний с заданным звуком.

  • Сели в сани.
  • Санин сок.

9. Составление предложений с заданными словами.

  • Соня, сани, села, в. Соня села в сани.

10. Проговаривание чистоговорок и скороговорок с заданным звуком.

Пример: «Сколько ножек и сколько сапожек у сорока сороконожек?»

11. Счёт от 1 до 10, туда и обратно с добавлением слов, словосочетаний.

  • Один сок.
  • Два сока.
  • Пять соков.

12. Распространённое предложение.

Добавлять в предложение по слову.

Пример:

  • Соня.
  • Соня села.
  • Соня села в сани.

и так далее.

13. Пересказ.

14. Дифференциация (отличение) звука от других.

Например: «С» от других звуков –

  • отдельно: с-з-с,
  • в слогах: са-за-са,
  • словах: коса-коза-коса и так далее.

Данный вид заданий добавляется позже, когда ребёнок уже хорошо произносит звук.

Кузьмина Елена Михайловна,
дефектолог-логопед,
Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи, Родителям Метки: ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевые игры для всей семьи Речевые игры для всей семьи
Советы родителям: «Дыши правильно» Советы родителям: «Дыши правильно»
Почему ребенок не говорит? Почему ребенок не говорит?

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.