Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие общей и мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается недостаточно сформированная координация как мелкой, так и общей моторики , что влечёт за собой проблемы в развитии основных психических процессов, способствующих успешному обучению в школе.
Наша с вами задача – состоит в том, чтобы как можно раньше предоставить ребёнку возможность всесторонне развиваться, активно включаться в процесс познания окружающего мира.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.
Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин.
Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма.
От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя её развитию.
Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме происходят процессы, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую активность.
С другой стороны, формирование движений происходит под влиянием речи. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек способствует развитию координации, общей и тонкой моторики.
Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.
Учитывая эти данные в занятия и повседневную деятельность необходимо включать различные виды физических упражнений:
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения для кистей рук (гимнастика, массаж);
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика для улучшения слуха;
- упражнения для снятия общего и локального утомления (физминутки, массаж, игры).
Артикуляционная гимнастика
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Их необходимо постоянно развивать и совершенствовать.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
В комплексы артикуляционной гимнастики включаются упражнения для мышц плечевого пояса, упражнения для мышц шеи, гимнастика жевательно-артикуляторных мышц, мышц нижней челюсти, зева и глотки, мягкого нёба, губ, щёк и, конечно же, мышц языка.
Мелкая моторика
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Что родители знают о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с «перевязочками». Поначалу пальчики всё больше отдыхают, уютно свернувшись в «кулачке». Позже начинается настоящее наступление на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пелёнки, сжимаются и разжимаются в поисках новых объектов.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Поэтому очень полезно, если мама, напевая песенку, будет поглаживать и загибать пальчики малыша. Очень скоро он уловит связь между словами и жестами, а чуть позже, услышав знакомые фразы или мотив, сам научится повторять за мамой определённые движения.
Пальчиковые игры не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость, они очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности.
Неоценимы в этой связи игры с природным материалом: камешками, семенами, пухом растений, бобами, снегом, водой, ветром , и особенно песком.
Для игр с песком необходимо использовать предметы различной фактуры, это развивает тактильно – кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.
Песок следует предварительно помыть, прокалить и остудить.
Взрослый делает в песке отпечатки кистей рук и рассказывает о своих ощущениях. Затем то же самое проделывает ребёнок. Постепенно он накапливает чувственный опыт и учится выражать свои ощущения.
«Проложите» в песке тропинки, по которым ребёнок «проходит, чередуя руки, используя ладони, кулачки, костяшки пальцев. Затем в игре с песком используются обе руки , все 10 пальцев.
Кроме того, что упражнения с песком развивают чувствительность и мелкие мышцы кисти руки, они имеют огромное значение для психики ребёнка, стабилизируют его эмоциональное состояние. Малыш не боится
рисовать и писать на песке, ведь, если появляется ошибка, её легко и просто можно исправить, причём делать это можно сколько угодно раз!
А как хорошо фантазировать вместе!
Погружая руки в песок, находить разные предметы, обсуждая, чьи они, как и кем использовались? Или, медленно шевеля руками, изменять ровную поверхность песка, представляя, что вы находитесь в горах или в лесу, в море или на другой планете.
А ещё песок даёт возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры, геометрические фигуры.
Пальчиковые игры
Пальчиковая игра «Песок»:
Всё, что только захотим,
Из песка мы смастерим. (хлопки в ладоши)
Коля лепит колобок, (имитация лепки)
А Иринка теремок (сделать «крышу» из рук)
Люба лепит разных рыб, (имитация движения рыб)
Ну а Вера – белый гриб (сжать одну руку в кулак, накрыть ладошкой второй)
«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
В ходе « пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры » — это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок.
Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятиях.
Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
Гимнастика для глаз
90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.
Гимнастика для глаз полезна всем, (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения.
Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям.
Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала рекомендуется подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом головы.
Гимнастика для улучшения слуха
Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает благотворное влияние на органы зрения.
- «Скатывание и раскатывание» ушек. Ушки должны стать тёплыми.
- Нажатие на ямочки возле козелка сразу обоих ушек.
- Массаж, разминание мочек ушей.
- Массаж ушей круговыми движениями.
- «Подёргаем ушки» — 20 раз вниз, 20 раз вверх, 20 раз в стороны.
Подвижные игры
Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка.
Психологической основой игры является господство чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние восторг, смех, переживания, то есть та естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сферах.
Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребёнку выполнять движения более точно и правильно. При этом у него формируется умение различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуду движений, появляется моторная ловкость. Благодаря этому развиваются и психические функции – умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих, а также умение управлять своими ощущениями.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.
Все упражнения и игры проводятся по подражанию, речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы ребёнок хорошо видел взрослого и мог двигаться и проговаривать текст синхронно с ним.
Успехов вам!
Консультация составлена Гранкиной Ольгой Борисовной с использованием материалов интернет-ресурсов и литературных источников:
1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать» Ярославль «Академия развития»1998 г.
2. М. Ю. Гоголева «Логоритмика в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006 г.
3. Яковлева Н. Г. «Психологическая помощь дошкольнику» ТЦ Москва «Сфера» 2002 г.
4. Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2006 г.