Нарушение звуко-слогового и слого-ритмического анализа и синтеза слова у больных с эфферентной моторной афазией и методы его преодоления

В статье описаны специфические трудности, встречающиеся в устной и письменной речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней и легкой степени выраженности, представлены методы логопедической работы по устранению этих нарушений.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении премоторных (заднелобных) отделов коры головного мозга доминантного по речи полушария.

В структуре речевого дефекта при эфферентной моторной афазии отмечается:

  • нарушение произносительной стороны речи,
  • связного высказывания,
  • внутренней речи,
  • письма,
  • чтения,
  • в меньшей степени – понимания.

Центральным механизмом данной формы афазии является патологическая инертность речедвигательных актов, центральным дефектом – нарушение артикуляторных переключений.

У больных с эфферентной моторной афазией нарушается кинетическая организация речи, что проявляется в нарушении плавности, ритмичности произношения, трудностях звуко-слоговых переключений внутри слова. Речь сопровождается персеверациями, запинками, пропусками и перестановками звуков и слогов. Часто отмечается скандированное, послоговое произнесение слов и фраз, нарушение ударения, бедность интонирования.

Подобные изменения отмечаются и в письменной речи: нарушается звуко-слоговой состав слов при чтении и буквенно-слоговая структура слов при их написании под диктовку и «от себя».

Наиболее частыми ошибками на письме являются пропуски букв, слогов, изменение порядка букв и слогов, персевераторные добавления элементов слова.

Наибольшие трудности звуко-слогового анализа и синтеза вызывают слова со стечениями согласных, слова из 3-4-х и более слогов.

Следует отметить, что малочастотные слова сложной структуры, очевидно, ввиду их редкой употребляемости и низким уровнем автоматизации, относятся к категории наиболее сложных для пациентов с эфферентной моторной афазией.

В комплексе логопедических мероприятий на индивидуальных и групповых занятиях с такими больными используются упражнения на восстановление и развитие звуко-слогового, слого-ритмического анализа и синтеза слова как в устной речи,так и на письме. Такие упражнения, выполняемые устно и письменно под контролем логопеда с привлечением внешних опор (картинок, схем и др.) и самостоятельного зрительного контроля пациента, способствуют преодолению специфических ошибок в речи пациента.

Лексический материал подбирается по принципу «от простого к сложному» с учетом индивидуальных особенностей пациентов, их преморбидного уровня, возраста, профессиональных и личностных интересов.

Чаще встречается моторная афазия легкой степени выраженности. Больные с легкой степенью выраженности афферентной моторной афазии могут, хотя и с искажениями (аграматизмами), произносить достаточно развернутые фразы, разнообразные по логической и синтаксической структуре. Человек, у которого отмечается относительно легкая афферентная моторная афазия, часто произносит предложения, которые состоят только из глаголов и существительных. При легкой степени выраженности афферентной моторной афазии задачами коррекционно-педагогической работы являются преодоление остаточных артикуляторных трудностей при произнесении многосложных слов со стечением согласных.

Методы восстановления звуко-слогового и слого-ритмического анализа и синтеза слова при эфферентной моторной афазии:

  1. Деление слова на слоги. Определение количества слогов в слове.
  2. Определение ударного слога в слове.
  3. Заполнение пропущенных гласных в слове.
  4. Восполнение пропущенного слога в слове.
  5. Составление слов из данных вразбивку слогов.
  6. Ритмизированное чтение слов одинаковой слого-ритмической структуры с привлечением внешних опор (отстукивание, дирижирование).
  7. Подбор слов с идентичной слого-ритмической структурой.
  8. Сравнительный анализ слов, имеющих разную слого-ритмическую структуру.
  9. Деление слов на группы на основе их слого-ритмической близости.
  10. Подбор и разделение на группы рифмующихся слов из данных.
  11. Самостоятельный подбор к заданным словам рифмующихся слов.
  12. Самостоятельный подбор слов заданной звуко-слоговой структуры с опорой на графическую схему слова.
  13. Исправление ошибок в словах с измененным порядком букв.
  14. Восполнение пропущенных согласных букв в односложных и двусложных словах с одним стечением согласных в слове (стол, книга, фартук и т.п.).
  15. Восполнение пропущенных согласных букв в их стечениях в сложных словах ( форточка, кастрюля, программа, упражнение и т.п.) .
  16. Исправление ошибок в словах с измененным порядком слогов.
  17. Дополнение слога до слова с опорой на графическую схему.
  18. Дополнение слога различными вариантами звукосочетаний и слогов до слов без опоры на графическую схему (море, молоко, мост, мороженое, Москва).
  19. Подбор и написание слов, имеющих в своем составе одинаковые слоги в разных позициях (ро: ро-за, до-ро-га, мет-ро; вет: вет-ка, кре-вет-ка, при-вет).
  20. Отстукивание ритма слова (с выделением количества слогов и ударного слога).
  21. Отстукивание ритма простой фразы (с выделением логического ударения).
  22. Чтение стихов с привлечением внешних опор (дирижирование, отстукивание ритма).
  23. Письмо под диктовку слов различной звуко-слоговой структуры с проговариванием их вслух по слогам.
  24. Автоматизация слов сложной звуко-слоговой структуры в предложении и тексте (чтение, письмо, повторение фразы, самостоятельное составление фразы).
  25. Написание названий к картинкам , ответов на вопросы кроссворда словами сложной звуко-слоговой структуры, отрабатываемыми на занятиях.

Данные методы являются не единственным, а одним из основных направлений работы по восстановлению речи у больных с эфферентной моторной афазией средней и легкой степени выраженности в комплексе восстановительных логопедический мероприятий. Некоторые из них могут быть применены также в логопедической работе при дизартрии с целью преодоления произносительных и просодических нарушений.

Титова Анна Владимировна, логопед,
Московский научно-практический центр медицинской реабилитации,
восстановительной и спортивной медицины.

Литература:

  1. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000.
  3. Шохор-Троцкая М.К. Речь и афазия. – М.,2001.
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 4,86 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.