Если ребенок заикается, посетите логопеда и врача невропатолога и обязательно выполняйте все рекомендации.
Создайте спокойную обстановку в семье: оберегайте ребёнка от стрессовых ситуаций, не ругайте по пустякам.
Ограничите просмотр телевизора и игры в компьютер, громкой музыки (особенно перед сном), мультфильмы и фильмы выбирайте в соответствии с возрастом и не травмирующие психику ребёнка.
Ограничьте речь ребёнка до минимума (никаких заучиваний стихов, пересказов).
Повседневную ограниченную речь превратите в распевку.
Больше предлагайте ребёнку игры на развитие мелкой моторики рук: пазлы, рисование, раскрашивание, лепка, оригами, плетение из бисера, аппликации.
Соблюдайте режим дня: прохладный или тёплый душ перед сном, сон в 9.00 или 8.30, спокойные игры перед сном, дневной отдых, прогулки на свежем воздухе.
Проводите аутотренинг, когда ребёнок только проснулся и ещё лежит в кровати, и перед сном, тоже в постели.
Полезными будут: закаливающие процедуры, массаж (классический и точечный), лечебная физкультура, электрофорез (только с разрешением педиатра!).
Можно записать ребёнка в музыкальную школу на пение (во время пения улучшается темп, сила и плавность речи).
Оберегайте ребёнка от всех инфекций и травм. Болезни — это дополнительный стресс для ребёнка!
Ограничьте потребление острого, копчённого и солёного, «вредной» углеводистой пищи — чипсы, сухарики, гамбургеры, крепкий чай, какао, кофе и т.п.
Разговаривайте с ребёнком в пол тона и в замедленном темпе и приучите близких в присутствии ребёнка общаться так же.
Настраивайте психологически ребёнка к посещению нового коллектива, знакомству с новыми людьми, расскажите про все положительные стороны этих людей.
Хвалите ребёнка за каждый речевой и повседневный успех, никогда не упрекайте и не смейтесь над его неудачами.
Для того, чтобы выровнять дыхание ребёнка перед речью (ответом на вопрос) попросите его сделать медленный вдох через полуоткрытый рот), это настроит его и на медленный выдох с речью. Сначала он делает вдох вместе с вами, а постепенно будет вспоминать и делать сам.
Не употребляйте в присутствии ребёнка таких слов, как «заикание», «заикается», и не говорите ребёнку «не бойся», «не волнуйся» — эти слова не помогают ему, а наоборот, настраивают на волнение.
Заведите блокнот, в котором записывайте: когда и после чего усилились или уменьшились запинки в речи.
Обязательно выполняйте домашние задания, предлагаемые логопедом: дыхательная гимнастика, голосовые упражнения и так далее.
Олейникова Наталья Сергеевна,
учитель-логопед,
МКДОУ ЦРР «Детский сад №12 «Сказка»
городского округа, город Фролово