Аннотация: Данная статья адресована, в первую очередь, родителям детей со стертой дизартрией и призвана обратить их внимание на особенности при коррекции данного речевого нарушения. Статья объясняет причины , негативно влияющие на скорость в достижении результата и отвечает на вопрос «Ну почему же так долго логопед не может поставить звук моему ребенку?». Рассмотрен патогенетический механизм развития данной нозологии и обусловленные им трудности. Также статья призывает коррекционных педагогов больше рассказывать родителям о речевых особенностях их детей, путях коррекции и трудностях, неизбежно встречающихся в работе с таким ребенком.
Эта коварная дизартрия
Многие родители недоумевают- почему у их детей, имеющих логопедическое заключение «Стертая дизартрия» так долго не появляется желаемый звук в речи. Они месяцами ходят к логопеду, а эффекта всё нет.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять, что же это за зверь такой стертая дизартрия.
Дизартрия — это особое нарушение в произношении звуков, причиной которого является патология (нарушение) иннервации речевого аппарата.
Причиной тому является поражение нервной системы. Из определения следует, что дизартрия — это органическое нарушение. То есть, это повреждение клеток. Это нарушение структуры тканей головного мозга.
Как вы думаете, хорошо ли способен передаваться нервный импульс в поврежденном органе?
Происходит рассогласование в работе нервных клеток, нарушение передачи нервных импульсов по нервным путям, а, соответственно и к речевым органам, которые они иннервируют.
Отсюда у ребенка со стертой дизартрией можно видеть дрожание языка, «волны», возникающие от несинхронных движений мышечных волокон языка, неточное выполнение артикуляционных движений и быстрая истощаемость.
Мышцы языка относятся к произвольной мускулатуре. То есть человек сам решает, какие действия производить со своим языком. То ли ему поднять язык, пощелкать «лошадку», то ли свернуть язык в трубочку, облизать губы.
А при дизартрии человек не может выполнить все желаемые движения, язык его словно не слушается.
Проще говоря, у человека возникает мысль произнести звук «л», мозг посылает нервный импульс к мышцам, отвечающим за подъем кончика языка, которые участвуют в формировании соответствующего артикуляционного уклада, но кончик языка не поднимается и мы не слышим необходимый звук.
При стертой дизартрии нарушения произношения звуков не грубые, но довольно стойкие.
Детей со стертой дизартрией очень много и порой их нарушение путают с дислалией, при которой звуки ставятся довольно быстро. Поэтому одному ребенку звуки ставятся в короткие сроки, а другому ребенку необходимы длительные кропотливые занятия с логопедом.
Также при коррекции стертой дизартрии приходится сталкиваться с тем, что на занятиях у логопеда ребенок выдает нам чистую речь, так называемую «кабинетную речь», а дома снова картавит и шепелявит. К сожалению, это особенность данной речевой патологии. Требуется определенное время, чтобы научить мозг работать по-новому, поэтому нужно набраться терпения и трудиться.
Мысль о написании данной статьи пришла мне в голову после разговора с одной моей давней знакомой, имеющей ребенка шестилетнего возраста. Она сетовала на логопеда, который корректирует ее сына. Мальчик имеет логопедическое заключение «Стертая дизартрия» и занимается у логопеда один год. Маму ребенка не устраивает, что мальчик до сих пор не произносит некоторые звуки, несмотря на такую долгую работу специалиста с ним. Думаю, ошибка логопеда в данном случае заключается в том, что он не рассказал об особенностях, сопровождающих коррекционную работу при данной речевой патологии, о сложностях, с которыми придется столкнуться впоследствии.
Надеюсь, данная статья внесет определенную ясность в этом вопросе и призовет специалистов больше рассказывать родителям о речевых особенностях их детей, путях коррекции и возможных подводных камнях на пути к красивой речи, а родителям позволит больше узнать о такой нозологической единице, как стертая дизартрия.
Учитель-логопед
Фадеева Ольга Ивановна