Вспомним известное высказывание М. И. Калинина о народном творчестве: «…самым высоким видом искусство, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия… в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре. Ему доступно народное творчество.
И я активно использовала фольклор в своей работе: начала я с того, что познакомила с русским народным творчеством воспитателей логопедических групп. Они выучили русские народные попевки, потешки, поговорки, пальчиковые игры, игры со словами, хороводные песни.
Затем стала работать с детьми, разучивала с ними потешки, поговорки и т. д. А воспитатели по моему заданию в течении дня повторяли и закрепляли с детьми пройденный материал.
О том, как использовать в воспитании ребенка педагогический опыт, накопленный веками, сбереженный народом как одно из самых величайших богатств, и пойдет сейчас речь.
Малыши собираются на прогулку. Попробуйте, одевая детей, приговаривать (через некоторое время дети сами будут приговаривать, выполняя движения, тем самым стимулируя и развивая речь):
Вот они сапожки:
Этот — с левой ножки,
Этот - с правой ножки,
Если дождик пойдет,
Наденем сапожки:
Этот — с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот как хорошо!
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая,
Завяжи потуже шарф, будем делать снежный шар.
Я шар покачу, гулять хочу!
Выйдя на улицу, понаблюдайте за окружающим, «поговорите» с солнышком или дождиком (в зависимости от погоды), детям это очень нравиться:
Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки, ждут малолетки!
Дождик, дождик полно лить,
Малых деточек мочить!
Увидели насекомых:
Бабочка-коробочка,
Ветер или дождь?
Полетишь – так ветер,
Упадешь – так дождь!
Свет-светлячок,
Посвяти в кулачок!
Посвяти немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога,
И кусок пирога!
Мотылек-ветилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот поворот
Гнать кораблик ручеек.
Если у ребенка выпал зуб (это случается и в детском саду), нужно сказать:
Мышка-мышка,
Возьми мой зубишко!
Возьми репяной,
А дай мне золотой!
Ребенок старается, похвалите его:
Ой ты, дружок, медовый сахорок,
Румяный пирожок, березовый душок.
Наша Верочка в саду,
Что оладышек в меду,
Красно яблоко в саду.
Ой, мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький.
Хасанова Гульназ Инсафовна,
учитель-логопед
Замечательные приговорки! Очень жаль,что мы перестали их использовать со своими детьми.
СПАСИБО. МОЖЕТ ПРИГОДИТСЯ В МОЕЙ РАБОТЕ. У МЕНЯ ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ СВЯЗАНА С ФОЛЬКЛОРОМ!