Формирование личности школьника с особыми образовательными потребностями

ШкольникЗначимость логокоррекционной работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающих трудности в общении и обучении, недооценить невозможно. Наряду с программным содержанием обучения, установлением личностных мотивов своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает и минимизирует трудности достижения результатов школьника с особыми образовательными потребностями.

Важным мотивом работы учителя-логопеда является сущность становления ученика его союзником. Стал маленький человек союзником взрослого, значит, желает научиться тому, что ему предлагают. С термином «коррекция» означающим в переводе с латинского «исправление» ученик знакомится с первых дней коррекционного обучения.

Поэтому условия такой работы с младшими школьниками выступают как единое целое в сети дополнительных служб образовательного учреждения. Система сформированных групп согласно обследования и установленного диагноза предусматривает совместный механизм работы логопеда, психолога, врачей, учителей, родителей как единого ядра, которое не позволяет ускользнуть из него действию. Правильно организованная работа дифференцирует обучение школьника, что является несомненным плюсом в его развитии.

На коррекционных занятиях (индивидуальных, групповых) учитель-логопед формирует наряду с компонентом знаний личность ученика, его жизненный опыт через все элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы и организацию. Это микроколлектив, позволяющий индивидуально с каждым решать вопросы, возникающие у школьника, испытывающего трудности в достижении предметных результатов.

Ученик ищет поддержку в развивающемся понятии о правильности произносимого написанного слова, предложения, чтения текста, в возникающих вопросах дискуссий, в умении корректировать свою речь.

На помощь приходит учитель-логопед, который учитывает индивидуальный возраст, психологические и физиологические особенности детей, создаёт систему комплексной помощи через программу коррекционной работы. Применяемые логокоррекционая и психокоррекционная программы для детей, нуждающиеся в поддержке, позволяют решить вопросы формирования и становления правильно развитой личности школьника.

Единый комплекс принципов, методов, форм и приёмов существенно получают в коррекционно-развивающем процессе работы и постоянно находятся во взаимосвязи и взаимодействии: информационно – аналитическая, мотивационно — целевая, планово – прогностическая, регулятивно – коррективная. Эти функции в организации логопедической работы позволяют определить её эффективность. Для того, чтобы занятия логопеда сохраняло общие, специфические, психологические, здоровьесберегающие требования необходимо конкретно проектировать развитие учащихся, учитывать средства психолого – педагогического воздействия, методические приёмы, эмоционально, интересно, доброжелательно воспитывать потребность в занятии, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Учитель-логопед обязан владеть основными сферами образовательной среды. Рассматривая предполагаемые факторы работы необходимо подробнее остановиться на важнейших функциях сущности нашего языка. Прежде всего – это средство общения, средство обмена мыслящих людей между собой. Это воспитание правильной литературной речи. Ведь нарушение правильного произношения вызывает у человека чувство неловкости, делает речь небрежной, неправильной, с нарушениями мышления.

Слово – это орудие выражения наших представлений, мыслей, познаний. Это основа умственного развития и сокровищница знаний. «Именно слово сделало нас людьми»,- так сказал академик И.П. Павлов, а К.С. Станиславский выразил это следующим образом: «Буду всё время, постоянно следить за собой.… Превращу жизнь в сплошной урок. Таким путём я разучусь говорить неправильно…» Десятилетиями изучаются и внедряются на практике пять требований к овладению грамотой, выдвинутыми К.Д. Ушинским:

  • Приучать глаз и руку дитяти к овладению букв.
  • Приучать слух к отыскиванию отдельных звуков в слове.
  • Приучить язык к отчётливому произношению звуков.
  • Приучить внимание останавливать на словах и звуках.
  • Приучить и глаз. И слух, и язык, и внимание дитяти различать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные.

Первостепенной задачей учителя-логопеда является обогащение словарного запаса школьников, а также научить оформлять правильно высказываемое, сформулировать последовательность и логичность мысли. Показывая предмет, знакомим со звучанием слова, доказываем, что слова состоят из звуков, правильно произносимых – одно из факторов работы. Затем последовательно переходим к слогам, словам, сочетаниям слов, предложениям к тексту.

Учитывая возрастные психологические особенности школьников с речевым недоразвитием учитель – логопед предлагает координацию работы гибкой, ненавязчивой, где главную роль исполняют ученики. Интересное и увлекательное в повседневной жизни они представляют в образовательном процессе. Дети учатся не только правильной речи, но и учатся самостоятельно добывать новые знания, экспериментировать, ищут находки и открытия.

Интегрированное обучение на занятиях даёт возможность детям думать, творить, фантазировать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У них развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют активизации речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации обучения. В непрерывном потоке единого образования на фоне приобретаемых теоритических знаний и практических навыков учитель – логопед, оценивая ощущения и восприятия каждого ученика, подготавливает их разум к величайшему достоянию человека, которым является слово.

Зная основы медицины, родного языка, педагогики, психологии, применяя различные методики, он осуществляет формирование личности ребёнка, развивая его речь, мышление, память, предупреждает возникновения речевых нарушений, а также своевременно устраняет их.

Один мудрец сказал: «Подобно тому, как крепость глиняной посуды проверяют по звону, человека проверяют по слову, которое изрекают его уста». Поэтому рассматривая систему развития школьника с разными вариантами нарушения речи в процессе обучения и воспитания дополнительного образования, формируя его духовную культуру, учитываются нравственные законы и принципы, учитель – логопед уважительно относится к личности своего воспитанника. Он переживает с ним и сопереживает, учит его сострадать и сочувствовать, поступать великодушно, содействовать и радоваться. Он понимает, что ребёнок – цель, смысл и основная ценность в воспитании вне зависимости от его возраста, уровня развития, имеющихся фактов нарушения речи и руководствуется интересами ребёнка, как растущего человека и развивающейся личности.

Учитель-логопед предполагает и понимает, что любое обучение, проводимое в системе, эффективным будет лишь тогда, когда удастся пробудить в человеке человеческое, интерес к самопознанию, социальную ответственность, уважительное отношение к людям.

Сформированные и скорректированные формы и методы работы учителя – логопеда учитывают направления в обучении и воспитании образовательного учреждения. Это позволяет всесторонне рассматривать становление личности школьника в едином комплексе структур, имеющих дополнительные компоненты: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Таким образам, эффективность логокоррекционной работы рассматривается как комплексное воспитание личности школьника на фоне коррекционных конкретных действий в системе информационно – аналитической, мотивационно – целевой, планово – прогностической, диагностической, организационно – исполнительной.

Список литературы:

  1. Практическая психология образования, Изд. дом « Питер» 2004 г., под редакцией И.В. Дубровиной
  2. Логопедическая работа в школе, Москва « Просвещение» 2012 г.
  3. Логопедия, Москва « Просвещение» 1989 г.
  4. Логопедия, Москва « Просвещение» 1969 г.
Матяж Валентина Ивановна Матяж Валентина Ивановна,
учитель-логопед,
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 18
городского округа — город Камышин
Волгоградской области
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.