Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни на материале произведений В. Сутеева

Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни с использованием разнообразных форм работы в системе коррекционного воздействия по преодолению общего недоразвития речи.

На материале произведений В. Сутеева

На сегодняшний день возрастает количество детей с нарушениями речи, усложняется структура речевого дефекта, снижается эмоциональная вовлеченность детей в занятие, отмечаются психологические нарушения у воспитанников. Все это требует поиска новых форм работы для повышения эффективности коррекционного воздействия.

Таким образом, возникла необходимость разработать систему педагогического воздействия, которая позволила бы развивать эмоциональную и познавательную сферы с одной стороны и решать задачи коррекции речи с другой стороны.

Для повышения качества коррекционного воздействия мной была разработана программа: «Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни с использованием разнообразных форм работы в системе коррекционного воздействия по преодолению общего недоразвития речи. На материале произведений В. Сутеева».

Цель программы: развитие образной связной речи детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи II-III уровня с использованием сказок В.Сутеева.

Задачи:

1. Воспитательно-образовательные:

•    Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
•    Развивать интерес к литературе и театру.
•    Развивать психические процессы (память, внимание, мышление).
•    Развивать такие качества личности, как самостоятельность, инициатива, воображение.
•    Развитие мимики, жеста, пантомимы.
•    Формировать нормы поведения.
•    Воспитывать морально-волевые качества личности.

2. Коррекционные:

•    Пополнять и активизировать словарь детей.
•    Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи.
•    Совершенствовать грамматический строй речи.
•    Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности.
•    Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.
•    Развивать коммуникативные навыки.
•    Формировать умение изменять высоту тона речи, темп, ритм речи.
•    Развивать способность вступать в общение, поддерживать общение, проявлять инициативу в общении.
•    Развивать способность грамотно и ясно формулировать свою мысль.
•    Формировать умение передавать интонационно разнообразный текст.
•    Развивать познавательные способности.

Реализация программы.

Предлагаемая система занятий позволяет вести планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи дошкольников. Для повышения познавательной активности детей, развития образности речи используются элементы методики Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Технологии развития связной речи дошкольников». Программа рассчитана на детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи II-III  уровня. Занятия проводятся с октября по май 1 раз в неделю в первой половине дня. В основу программы положены сказки Владимира Сутеева. Цикл, посвященный каждой отдельной сказке, включает  четыре занятия. Логопедическое воздействие на процесс формирования связной речи детей осуществляется последовательно в доступной и интересной детям форме. На занятиях чередуются различные формы организации деятельности детей, задания усложняются по мере прочного овладения ими предложенным материалом. Структура занятия может меняться в зависимости от эмоционального состояния детей, их конкретных актуальных потребностей и желаний, поскольку заинтересованность и собственная инициатива ребенка выступают залогом успешности работы логопеда.

Основные этапы работы.

•    Чтение сказки логопедом.
•    Беседа по произведению: выделение основных героев сказки, фабулы произведения, определение мотивов поступков героев и т.д.
•    Пересказ произведения по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф.
•    Пересказ по цепочке.
•    Параллельно ведется большая словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. На данном этапе используются элементы методики Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Технологии развития связной речи дошкольников». В частности из этой работы  используется «Технология обучения детей составлению загадок» (Приложение №1)
•    Завершить этот этап работы предлагается коллективным проигрыванием этюдов.
•    Итогом работы по каждой сказке является презентация спектакля. В спектакле всегда принимают участие все дети группы.

Приложение№1

Описание игр и творческих заданий, которые используются для активизации словаря, мышления и обучения детей образной речи при реализации программы.

Название игры, цель Методические рекомендации
«Цепочка».Учить детей выделять признаки объектов. Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.
«Скажи наоборот»Учить подбирать антонимы. Логопед дает слово, а детям предлагается подобрать слово с противоположным значением.«Мы сейчас откроем рот,Чтоб сказать наоборот»
«Подбери словечко»Учить подбирать прилагательные. Логопед дает слово, а дети подбирают как можно больше признаков.Кошка пушистая, добрая, рыжая…
«Что умеют делать»Учить подбирать слова-действия к существительным. Логопед дает слово-предмет, а дети подбирают как можно больше глаголов.«Что животные умеют –Птицы, рыбы, кошки, змеи»Кошка шипит, царапается, мурлыкает…
«Приласкай словечко»Учить образовывать уменьшительно – ласкательные существительные. Логопед предлагает слово в единственном числе, а ребята называют его во множественном.Возможна игра с мячом.«Мы волшебники немного,Был один, а стало много»
«Подскажи словечко»Развивать мышление, активизировать словарь. Игра с перебрасыванием мяча:«Есть всего один ответ.Кто-то знает, кто-то нет»Образец: Сова летает, а заяц …Лягушка квакает, а собака …
«Кто как передвигается?»Активизировать глагольный словарь. Логопед задает вопрос, ребенок отвечает. Игра с перебрасыванием мяча.«Кто летает, кто плывет,Кто ползет, а кто идет»Собака лает, рычит, сторожит
«Составь предложение»Закреплять умение согласовывать слова. Логопед произносит несогласованные слова, а ребенок должен составить предложение.Образец: Девочка есть каша. Девочка ест кашу.«Мячик прыгать я заставлю,Предложение составлю»
«Ищем словечки»Активизировать предметный словарь. Логопед предлагает подобрать как можно больше слов на заданную тему.Образец: вспомните сладкие слова, теплые слова …

Примерный план работы над сказкой.

Подгорная Евгения Александровна,
учитель-логопед высшей категории,
МДОУ №196 г.о.Самара

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: , , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.