Формирование произносительной активности у детей раннего возраста общепедагогическими и специальными методами

Формирование произносительной активности у детейВ статье описаны общепедагогические и специальные методы и приемы, применяемые в работе с детьми первого года жизни групповым персоналом и специалистами учителями-дефектологами.

Даны рекомендации, которые необходимо соблюдать для того, чтобы вызвать у малыша желание говорить. Разработан примерный план занятий для детей от 1 месяца до года для воспитателей и медицинского персонала групп.

Приложен разработанный практический материал (методическая разработка автора) для проведения занятий с детьми первого года жизни.

По данным статистики 90-95% детей, воспитывающихся в домах ребенка, имеют отклонения в формировании речевой функции. Это происходит в силу целого ряда причин и проявляется в задержке темпов формирования различных форм речи, в низкой произносительной активности, в искаженном ходе всего речевого развития.

Мы условно подразделяем методы и приемы, используемые в работе с детьми с задержкой речевого развития, на общепедагогические и специальные.

Общепедагогические приемы могут быть использованы в индивидуальной работе с детьми воспитателями и медсестрами, а специальные, требующие особой подготовки, используются логопедами, дефектологами.

Слышимая ребенком речь имеет исключительное значение для последующего развития собственной активной речи. Однако речь, включенная в уход за ребенком, сопровождающая все необходимые отправления, тем не менее не производит достаточно эффективного воздействия. Взрослые вовсе не должны все время разговаривать с малышом.

Создание условий для речевого общения

Для действенно эффективного воздействия нужны определенные условия, а именно: восприятие ребенком речи необходимо специальным образом организовывать.

Для того, чтобы вызвать у малыша желание говорить, необходимо соблюдать следующие рекомендации.

1. Установить психологический контакт с ребенком:

  • контакт «глаза в глаза»;
  • отсутствие посторонних в комнате;
  • доверительные отношения;
  • думать только о ребенке, а не о собственных проблемах;
  • ребенок должен быть удовлетворен в своих потребностях (напоен, накормлен, спокоен, а также эмоционально положительно настроен);
  • обязательным условием является тихая обстановка, которая дает возможность ребенку прислушиваться к звукам, им же издаваемым, и повторять их.

«Дети, пребывавшие в шумной обстановке, среди грохота, разговора взрослых, крика других ребят, хаоса всевозможных звуков и шумов, не гулят и не лепечут»,

- писала в своей методике «Развитие речи дошкольника» основоположник советской системы дошкольного воспитания Е. И. Тихеева.

2. Нужна хорошая наглядность.

Необходимо давать ребенку интересные, яркие, разнообразные игрушки, соответствующие возрасту, и при этом соблюдать меру в отношении количества.

3. Важна манера разговора.

Говорите с малышом четко, достаточно громко (но не кричите), ясно, употребляйте одни и теже слова, старайтесь интонационно ярко окрашивать свою речь, не употребляйте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, других длинных конструкций.

Старайтесь строить предложения правильно, планировать их структуру, не перестраивать на ходу, не обрывать посередине — это облегчит ребенку восприятие содержания.Важны частые повторы, которые лучше сопровождать перестановкой компонентов предложения, например: «Мишка пришел в гости! Какой мишка у Леночки! Мишка топ-топ! Большой Мишка! Дай мне Мишку!»

4. Позиция ребенка и взрослого при проведении игр.

Важным условием являются позиции ребенка и взрослого при проведении игр. На первых этапах малыша держите на руках «под грудью»; затем на коленях; возможно использование неконтактных позиций: ребенок на спине, на животе, на боку.

5. Положительные эмоции.

Вызывайте у малыша положительные эмоции — смех, радостные возгласы, оживленные движения. Для этого играйте с ним в прятки, в «догоню-догоню», «идет коза рогатая»; показывайте заводные игрушки.

Примерные планы занятий для детей от 1 месяца до года

Используя общепедагогические принципы, можно составить примерные планы занятий для детей от 1 месяца до года.

До 3 месяцев, в тот момент, когда малыш сыт, спокоен, доволен, наклонитесь над ним, дождитесь, когда он посмотрит на вас, и напевно, четко артикулируя, произнесите: «А-а-а….», или «агы…», «гу..», «у-у-у…»; задавайте вопросы, например: «Миша маленький?» — и сами отвечайте на них.

Когда малыш подключится к «разговору», произносите звуки чуть тише, давая возможность ребенку послушать самого себя. Поддерживайте произносимые малышом звуки, «перекликаясь» с ним. Звуки произносите с различной интонацией, чередуйте обычную речь с шепотом, с беззвучной артикулированием (а-а-а — рот широко открыт; и-и-и — губы в «улыбке»; у-у-у — губы «трубочкой»). В разговоре делайте паузы, давайте возможность ребенку ответить.

От 3 до 6 месяцев поддерживайте гуление малыша в ходе эмоционального общения с ним, стимулируйте появление лепета. Для этого:

- многократно и в разных вариантах повторяйте имя ребенка (Саня, Санечка, Сашуля, Сашенька);

- произносите издаваемые ребенком звуки (а, и), стремясь к тому, чтобы малыш, прислушиваясь, сам произносил их;

- произносите в разговоре с ребенком отдельные слоги и пары слогов: «па», «ма», «ба», «да», сначала знакомые малышу, а затем новые;

- произносите короткие рифмованные строки, изменяя интонацию, темп произнесения слов и громкость голоса:

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду -
Поиграем во дуду!
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду!
Ой, люли-люшеньки,
Баиньки-баюшеньки…
Сладко спи по ночам
И расти по часам.

- организовывайте переклички, ауканье, находясь в поле зрения ребенка и вне его («Сашенька, скажи ма-ма-ма! Ау!»);

- организовывайте поисковую деятельность ребенка по отношению к различным источникам звуков (речь, музыкальные, звучащие образные игрушки, часы);

- вызывайте слежение в тот момент, когда говорите; окликайте малыша из разных мест группы, чередуйте шепотную речь с громкой;

- в эмоционально-игровой ситуации прячтесь от ребенка и неожиданно появляйтесь вновь: «Ку-ку!»

От 6 до 10 месяцев, то есть с появлением в речи ребенка лепета, стимулируйте повторение звуков, слогов, имеющихся в речи взрослого.

Развивайте звукоподражание. При этом показывайте ребенку связь между реальными предметами и издаваемыми ими звуками — это способствует звукоподражанию и пониманию речи. Для этого:

- при уходе за ребенком привлекайте его к участию в этих действиях, говорите о них, называйте предметы, которые при этом употребляются;

-​ устраивайте демонстрации новых игрушек, например, при демонстрации куклы произносите:

К нам пришла
В нарядном платье
С белым бантом
Кукла Катя.
Хочет с нами поиграть
Хочет с нами поплясать.

При демонстрации птички прочтите рифмовку:

Маленькая птичка прилетела к нам.
Маленькой птичке зернышек я дам.
Маленькая птичка зернышки клюет.
Маленькая птичка песенки поет!

Используйте игры «Колыбельная», «Паровоз», » Птичка», «Погремушка», «»Мяч» и др.

Со второго полугодия первого года жизни включается новый тип общения с ребенком — общение на основе понимания речи, в котором взрослый руководит через речь всем поведением ребенка и всем его психическим развитием.

Обучение ребенка на первом году жизни ведется преимущественно имитационным методом, осуществляемым с опорой на реальный объект. Ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его, пробовать на вкус (если он съедобен), выполнять с ним некоторые действия (держать в руках, гладить, катать и т. д.).

Чем больше малыш будет соприкасаться с предметом, опираясь на различные анализаторы, тем успешнее будет развиваться его реакция на слово, обозначающее этот предмет, то есть понимание речи взрослых.

Связь между словом и предметом осуществляется быстрее, если предмет стоит на одном и том же месте и обозначается одним и тем же словом. По мере усвоения слова ребенок учится находить предмет в разнообразной обстановке.

Исследования, посвященные изучению речи детей раннего возраста, показали, что, для того чтобы ребенок начал активно применять слово, ему необходимо услышать это слово от 70 до 90 раз (данные Г. М. Ляминой).

1. Развивайте понимание названий предметов: учите находить предметы (игрушки) на вопрос «Где? в 7 месяцев — на постоянном месте, с 8-9 месячев — независимо от их местоположения;

2. Развивайте понимание названий знакомых движений: «ладушки», «до свидания», «дай ручку», «садись», «ложись».

Игры: «Где ляля?», » Где мячик?», «Где ляля, а где мячик?», «Ладушки», «Прилетели гули», «Курочка кудахчет».

На развитие умения находить игрушки и предметы при их перемещении можно использовать игру типа «Ку-ку, где ляля?».

В 9 — 12 месяцев продолжайте развитие пассивной речи — учите ребенка понимать слова и простые поручения и выполнять их, развивайте понимания различных действий с сюжетными игрушками «Найди, принеси, отдай…», «С куколкой попляшем». Рассматривайте картинки и книжки, развивайте умения находить игрушки, одинаковые по названию и назначению: «Все куколки».

Специальные приемы и методы

Помимо общепедагогических рекомендаций существуют специальные приемы и методы, применяемые в работе специалистами.

В зависимости от диагностических данных специалистом проводятся:

  1. Дифференцированный массаж артикуляторных зон;
  2. Точечный массаж рефлексогенных зон;
  3. 3.​ Нормализация положения больших пальцев, тренировка функциональной активности рук;
  4. Дыхательная гимнастика:
  • И.п. — лежа на спине. Разводим руки в стороны — вдох, приводим к грудной клетке — выдох.
  • И. п. — лежа на спине. Поднимаем руки вверх — вдох, опускаем вниз — выдох.
  • Ноги приводим к животу — выдох, выпрямляем ноги — вдох.
  • Приводим противоположное колено и локоть — выдох, выпрямляем — вдох.

Все эти упражнения тренируют глубину дыхания и способствуют вокализации выдоха. Проводятся по 3-4 раза ежедневно.

Специальные методы стимуляции произносительной активности

К специальным методам стимуляции произносительной активности, проводимые логопедом или дефектологом, относятся следующие приемы:

1. И. п. лежа на спине. Взрослый создает уклады губ, необходимые для произнесения звуков в периоды вокализации выдоха:

  • а — широко открыть рот
  • о — округлить губы
  • у — губы «трубочкой»
  • и — губы в улыбку.

При этом взрослый произносит звуки с различной интонацией, модуляцией и громкостью.

2. В периоды вокализации выдоха взрослый производит ритмичное смыкание и размыкание губ, создает возможность для произнесения губно-губных звуков:

  • м, п, б.

3. Стимуляция произнесения слогов путем смыкания губ в сочетании с широким открыванием рта — ба, па, ма;

  • Смыкание губ в сочетании с округлением губ — бо, по, мо.
  • Смыкание губ в сочетании с вытягиванием губ в «трубочку» — бу, пу, му, или абу.

Смыкание губ в сочетании с широким растягиванием губ слышится слог бы.

Приемы проводить в течении дня по 3-4 раза.

4. Учитывая, что в норме носовые-ротовые, звонкие-глухие возникают одновременно, они вызываются попарно:

  • б-м, п-б, д-н.

В период вокализиронанного выдоха взрослый, указательным пальцем правой руки с надетым на него напалечником или соской, производит вибрирующие движения в области переходной складки языка. При этом кончик языка ритмично касается альвеол и получаются следующие слоги:

  • на-на на, да-да да, та-та-та и даже ла-ла-ла.

5. Существует два способа стимуляции произнесения заднеязычных звуков:

  1. И. п. — лежа на спине. Спинка языка оттянута кзади и поднята к твердому небу. Взрослый кладет правую руку на нижнюю челюсть и производит легкие вибрирующие движения из стороны в сторону, при этом получается к, г.
  2. Взрослый указательным пальцем правой руки, наложенным на кончик языка, ритмично сдвигает язык кзади, при этом получается ка-ка-ка, га-га-га.

Все эти упражнения выполняются в тактильном или эмоционально-речевом общении с ребенком в периоды вокализации выдоха.

Таким образом, при успешном сочетании общепедагогических и специальных методов и приемов, при правильном взаимодействии специалиста и группового персонала, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку, преодолеваются задержки доречевого развития у детей, воспитывающихся в доме ребенка.

Образцова Ольга Евгеньевна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.