Пояснительная записка.
Умение ориентироваться в пространстве — важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Осваивается данный навык достаточно медленно и с большими трудностями.
Особенно сложно развивается формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи. Недостаточность пространственных представлений проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности при ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве.
Методическое пособие «Занимательные игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями 5-6 лет» позволит детям в совместной деятельности со взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственной ориентировки.
Таким образом, цель пособия — формирование пространственной ориентировки, графических навыков у детей с речевыми нарушениями и предупреждение школьных трудностей.
В пособии все задания подобраны и расположены по лексическим темам, изучение которых предусмотрено «Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», авторы Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А.В.
Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, поэтому предлагаются в игровой и наглядной форме. Система упражнений основана на принципе постепенного усложнения заданий. Занятия построены с учётом чередования разных видов деятельности, что способствует сохранению интереса детей к происходящему на протяжении всего занятия. Используются здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения, самомассаж, пальчиковая гимнастика. Занятия по предложенному пособию будут интересными и полезными для детей с речевыми нарушениями.
Методическое пособие поможет ребёнку:
- научиться ориентироваться в пространстве, на листе бумаги;
- научиться понимать и правильно использовать в речи предлоги В, НА, ПОД, ЗА, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ и др.;
- развить внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление;
- развить мелкую моторику и координацию движений руки;
- сформировать умение планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
- развить способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
С целью выявления уровня сформированности пространственных представлений у детей рекомендуется проводить коррекционную работу на основе диагностики.
В предлагаемой методике обследования используются традиционные логопедические приемы для оценки состояния развития пространственных представлений. При разработке диагностики учтены возрастные особенности детей старшей группы и возможность включения их в коррекционно-образовательный процесс, учитывая Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи.
В качестве основных диагностических методов предложены несложные эксперименты в форме дидактические игр и инструкций.
Мониторинг по уровню развития пространственных представлений у детей по предложенной схеме проводится в начале и конце учебного года.
Данное методическое пособие направлено на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста — оно позволит детям преодолеть трудности по формированию пространственной ориентировки, разовьет графические навыки у детей с речевыми нарушениями и поможет предупредить школьные трудности.
Методическое пособие адресовано учителям –логопедам, педагогам дошкольных учреждений и родителям.
Часть 1
Часть 2
Матвейчук Ирина Петровна,
учитель-логопед МБДОУ общеразвивающего
вида детский сад № 72 города Томска