Время занятия: 15 минут.
Возраст детей: Старший дошкольный возраст (подготовительная к школе группа).
Оборудование: экран, ноутбук, 9 слайдов с изображением часов и надписями, столы, стулья, мольберт; часы (песочные, будильник, секундомер, накидка на них), 2 таблички с названиями команд (демонстрационные и раздаточные), набор геометрических фигур в качестве фишек, 2 муляжа-циферблата с круглыми прорезями: по кругу, горизонтально, вертикально; наборы с цилиндрическими деревянными палочками 4-х цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); 2 планшета с геометрическими фигурами с пространственными обозначениями и цифрами на них (красный квадрат, жёлтый треугольник, зелёный овал, синий прямоугольник); 2 круга со стрелочкой для считалки, призы – новогодние магнитики либо наклейки с изображением часиков.
Цель игры: развитие ориентировки во времени.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и систематизировать общие представления о часах (устройство циферблата, виды часов);
- закрепить умение играть подгруппами и индивидуально, стремясь к единой цели и учитывая временные ограничения;
- закрепить навыки прямого устного счёта в пределах десяти и знания основных цветов, умение соотносить число с количеством предметов;
- развивать функцию словообразования и умение читать по слогам;
- закреплять умение делать выводы;
- вызвать у детей интерес к определению времени на часах.
Развивающие:
- развитие ориентировки на плоскости, зрительного и слухового восприятия и памяти, мелкой моторики, внимания, логического мышления, наблюдательности.
Воспитательные:
- воспитывать у участников игры умение договариваться и распределять между собой обязанности;
- формировать умение ценить своё время и время окружающих людей.
Дидактическая игра-занятие: «Цена одной минуты»
Ход занятия.
1. Мотивационный момент.
За спиной у педагога звонит будильник (дети его не видят, но слышат звонок).
- Что это? (это часы — будильник). Поставить его на стол.
- Что такое часы? (это определитель времени).
- Ребята, вам хочется узнать, какие виды часов бывают? (карманные, наручные, настенные, настольные, электронные, необычные часы, куранты – 7 слайдов; провести речевое упражнение на словообразование). Ответы детей сопровождаются показом слайдов.
- Ребята, как вы думаете, что находится под этой накидкой? (песочные часы и секундомер стоят на столе, прикрытые салфеткой).
Практические действия с часами выполняют сами дети:
- Если перевернуть песочные часы и одновременно засечь на секундомере ровно одну минуту, то, что же произойдёт? Дети наблюдают за часами (Вывод: продолжительность минуты не зависит от того, какими часами её измеряют).
- А что можно успеть сделать за одну минуту? (ответы детей; поиграть).
- Вы хотите поиграть?
2. Игра: «Цена одной минуты». (Слайд с названием).
Деление на команды (8 человек, по 4 ребёнка в команде: у кого из детей на ногах чешки – «Будильник», все остальные – «Секундомер»). Поставить карточки-таблички с названиями команд на стол каждой команды.
3. Объяснение правил и хода игры.
- Перед вами большой круг, обозначающий циферблат часов; ёмкость с цветными палочками; ряд геометрических фигур таких же цветов, как палочки, с цифрой и знаком. Палочки на циферблате нужно вставить в круглые отверстия таким образом: жёлтый треугольник – нужно 1 жёлтую палочку поставить в середину (центр) циферблата; зелёный овал – 6 зелёных палочек нужно расположить вертикально – «столбиком»; синий прямоугольник – 3 синих палочки нужно расположить горизонтально – «в ряд»; красный квадрат обозначает, что 8 красных палочек нужно расставить по кругу циферблата.
-Чья команда закончит игру за одну минуту и выполнит все задания правильно, получит сразу три фишки.
- Играем все дружно, пусть каждый из вас примет участие в этой игре.
4. Ход игры.
- Как только вы услышите щелчок секундомера, значит, игра началась – «старт», а ровно через одну минуту прозвенит будильник – «финиш», значит, игру нужно успеть закончить.
Проверка выполнения заданий:
- Ребята, как вы думаете, какое время показывают наши часы, если учесть, что синяя стрелка – это секундная стрелка (шесть часов).
- Проверим, как команды справились с заданиями.
Выбор проверяющего – контролёра от каждой команды осуществляется по считалочке (оценивается правильность выполнения заданий): вот минутка пробежала, и на тебя стрелка указала (применить пособие со стрелочкой – 2 разных круга к каждой команде).
5. Итог дидактической игры.
Фишки в виде разноцветных геометрических «весёлых» фигурок выставляются на полотна «Будильника» и «Секундомера» согласно названиям команд. По 3 фишки обязательно, если команды уложились в одну минуту и правильно справились со всеми заданиями, далее команды оцениваются уже по другим существенным показателям (по одной фишке).
6. Общий итог игры – занятия.
- Ребята, какие пословицы о ценности времени вы знаете? (Минутка час бережёт. Потерял минуту — потеряешь час).
- Я рекомендую вам прочитать сказку Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени».
- Думаю, что вы, ребята, научитесь ещё больше ценить своё время и время окружающих вас людей, и не тратить драгоценное время на бесполезные дела.
Сюрпризный момент.
- А теперь под «бой курантов» хотелось бы вам вручить призы за ваше прекрасное участие в игре «Цена одной минуты» (вручение призов – наклеек с изображением часиков).
Линкевич Екатерина Юрьевна,
учитель-дефектолог,
МАДОО «Центр развития ребёнка –
детский сад № 152» г. Перми