Аннотация: В данной статье рассматривается целенаправленная систематическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, с использованием на коррекционных занятиях элементов арт-терапии.
«Использование игр с песком и водой на коррекционных занятиях у детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.»
У большинства детей, находящихся в условиях дома ребёнка, имеются такие диагнозы как: детский церебральный паралич различных форм и степени тяжести, органическое поражение ЦНС, обусловленное различными синдромами, Б. Дауна, расстройство аутистического спектра.
Внутренний мир ребенка с особыми потребностями, сложен и отличается своеобразием. Дети лишены доступных здоровым сверстникам сенсорных каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании человеческого опыта, испытывают затруднения в предметно-практической деятельности, построении конструктивного взаимодействия с социальным окружением. Как следствие, это приводит к патологическим изменениям характера, искажениям в формировании проявлениях игровой деятельности, негативно сказывается на формировании высших психических функций, в том числе экспрессивной речи. В связи со спецификой заболеваний у детей наблюдаются нарушения движения супинации и пронации кистей рук, отставание в формировании ципковых и пинцетных захватов мелких предметов, гипотомия, спастика мышц кистей рук.
Все эти специфические особенности детей с ОВЗ требуют особого подхода в обучении и воспитании и коррекции.
Чтобы помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающего мира, помочь им познать свое Я, раскрыть его, войти в мир взрослых и полноценно существовать и взаимодействовать в нем, я применяю элементы арт-терапии (вода, песок) на своих коррекционных занятиях.
Игра является ведущей деятельностью ребёнка на протяжении всего дошкольного детства ( Л.С.Выготский). Вода и песок – любимые всеми детьми объекты для игр и для исследовательской деятельности. Игры с водой и песком способствуют формированию познавательной активности, повышению жизненного тонуса, создают у детей радостное настроение, обогащают сенсорные представления детей. Особенно актуальным это является для детей с ОВЗ.
При проведении коррекционных занятий я поставила следующие задачи:
- стимулировать познавательную активность;
- активизировать, расширять экспрессивную речь, обогащать лексический словарь;
- развивать мелкую моторику рук, зрительно – моторную координацию;
- знакомить с окружающим миром (основными свойствами воды ( прозрачная, без цвета, запаха, вкуса, холодная, теплая), песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) ;
- снимать психоэмоциональное напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта, депривацию.
Условия проведения:
Проводя занятия с использованием воды и песка, необходимо:
- стимулировать и активировать экспрессивную речь детей; развивать монологическую и диалогическую форму общения;
- использовать художественное слово — потешки, стишки, описательные загадки, сказки;
- учитывать интеллектуальный возраст, психологические и физические особенности малыша.
Необходимое оборудование для игр с водой:
- устойчивая ёмкость (пластмассовый ящик с подставкой). К ёмкости должен быть свободный доступ.
- верхний край ёмкости для воды должен находиться на уровне пояса ребёнка
- уровень воды должен быть не более 7 см
- перед занятиями закатать ребёнку рукава и одеть фартучек
- подготовить игровое оборудование: заводные игрушки – забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы – заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
Знакомство со свойствами воды:
- вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или губкой.
- Вода бывает холодная, тёплая и горячая. Попробовать на ощупь.
- Вода чистая, прозрачная, через неё всё видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.
- Вода не пахнет. У неё нет запаха. Дать ребёнку понюхать.
- Воду можно наливать и переливать. Дать детям самим проводить эксперимент.
- Воду можно окрасить, добавив в неё краситель (кофе, чай, гуашь, зелёнку…)
Перечень игр с водой:
- Переливание воды разными ёмкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой…)
- Наливание воды в различные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку…)
- «Весёлая рыбалка» (вылавливание рукой, сеточкой или ложкой разных по объёму ёмкостей).
- «Тонет – не тонет» (игры на экспериментирование).
- игры с мыльными пузырями (самостоятельное пускание пузырей. «Поймай пузырь на ладошку», «Чей пузырь больше?», «Чей пузырь улетит выше, дальше?» …).
- Игры с заводными плавающими игрушками. («кто быстрее?», «куда доплывёт?»…)
Тематические игры с водой:
- Игры с куклой: «Умоем куклу Лялю», «искупаем Лялю», «Посудка для Ляли», «постираем Ляле бельё)
- Игры с мелкими разноцветными и с цветами основного спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный) резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками. («один – много», «найди такой же», «поймаем все шарики», «весёлый светофорчик», «красный, синий, зелёный»…)
- Игры — мама и детёныш: «вышла мама уточка поискать утят», «семья лягушат», «большая черепаха»…
Необходимое оборудование для игр с песком:
- Устойчивый ящик с песком, имеющий крышку, окрашенный в голубой или синий цвет (классическая «Юнгианская песочница»);
- Песок должен быть чистым, просеянным, без посторонних примесей и влажным, что бы дети могли с ним работать.
- Песочный набор: ведро с совочками и формочками, наборы мелких игрушек, персонажи сказок и различные человечки, животные и растения, дома и машинки, деревянные дощечки и палочки и т.д.
Перечень игровых упражнений с песком:
- «Вот какие наши ручки» (ребёнок слегка вдавливает руку в песок, проговаривая о своих ощущениях – песок сырой, сухой, тёплый, холодный и т.д.)
- «Вот такие наши кулачки» (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев – сравнивать – на что похож отпечаток).
- «Пальчики гуляют» (пройтись поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно)
- «Пальчики играют» («поиграть» одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино).
- «Ползают ладошки» (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку – едет машина, ползёт жук, крутится карусель…). то же самое ребром ладошки).
- «Кто здесь пробегал?» (оставлять следы одновременно разным количеством пальцев, придумать кто их оставил, посчитать количество).
Тематические игры с песком:
- «Где спрятались игрушки?»
- «Мы построим дом, кто будет жить в нём?», «гараж для машинок»
- «Играем в магазин», «кто что ест?»
- «Сад / огород»
- «Домашние / дикие животные»…
Использование игр с водой и песком в коррекционно-развивающей работе приносит высокий положительный эффект.
По результатам я отмечаю динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, снижаются негативные эмоционально-поведенческие проявления – стереотипы, аффективные вспышки. Дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, улучшается понимание простых инструкций, повышается самоконтроль.
У детей формируются сенсорные эталоны: цвета, формы, величины. Наблюдаются успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно обогащается активный словарь, улучшается зрительно – моторная координация рук и действия руки с предметами.
Аверина Ольга Владимировна,
учитель–дефектолог
ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим
поражением центральной нервной системы
с нарушением психики»,
г. Апатиты, Мурманская область