Данная статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений, работающих с детьми 5-7 лет, воспитателям, логопедам. Игры с использованием нетрадиционных материалов повышают мотивацию детей к занятиям, заинтересовывают разнообразием игр, способствуют лучшему усвоению понятий при подготовке детей к обучению грамоте.
Игры с предметами при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.
Большие трудности для детей с ОНР вызывает выделение последовательности фонем и общий анализ слова, дифференциация гласных и согласных звуков, различение твёрдости-мягкости звуков. Многие дети плохо запоминают графический образ букв. Здесь на помощь приходит игровое оформление занятий.
Можно использовать не только словесные дидактические игры, но и игры с природным материалом, предметами обихода, спортивным инвентарём, позволяющие удерживать внимание и интерес детей. Предметы оживают в руках детей. Совместные командные игры обеспечивают межличностное общение для развития коммуникативной речи. Игры можно включать в разные режимные моменты (прогулка, утренняя гимнастика, свободное время), включать в интегрированные занятия по физической культуре, музыке.
Примеры игр
1. «Разноцветные машинки (кораблики, самолётики)» из песочного набора синего и зелёного цвета.
- Разложи картинки, в названии которых есть заданный звук, под синей или зелёной игрушкой. (Если звук в слове твёрдый, картинку положим под синей игрушкой, а если звук звучит мягко, то под зелёной игрушкой).
Цель: совершенствовать звуковой анализ слова, различать твёрдые и мягкие согласные звуки)
2. «Собери слова в ведёрки красного, синего и зелёного цвета».
- Ребёнок выбирает карточку с буквой, придумывает слово на эту букву, кладёт карточку ведёрко, соответствующую характеристике звука.
Цель: различать гласные звуки, согласные твёрдые, согласные мягкие, развивать умение придумывать слова на заданную букву.
3. «Весёлые мячики».
У педагога три мячика красного, синего и зелёного цвета. Ребёнок ловит мяч, говорит слово, в котором первый звук- гласный, если у него красный мяч, согласный твёрдый, если синий мяч, и согласный мягкий, если у него зелёный мяч.
Цель: умение подбирать слова, ориентируясь на цвет.
4. «Цветные хвостики».
У детей ленточки трёх цветов. Педагог говорит слово или показывает картинку, дети поднимают ленточку, в соответствии с первым звуком в слове.
5 .«Составь схему слова»
- используя вместо фишек мозаику.
6. «Звуковой диктант».
Пластмассовые крышки красного, синего, зелёного цвета. Педагог называет звуки, дети выкладывают крышки, соответственного цвета.
7 .«Лягушка».
У ребёнка на руке мочалка-варежка. Столько раз открыть лягушке рот, сколько слогов в слове.
Цель: научить делить слова на слоги.
8. «Собери букву».
Выложить из счётных палочек, пуговиц, желудей букву.
Цель: запомнить графический образ буквы, развивать мелкую моторику рук.
9. «Полубуковка».
У детей карточка с недописанной буквой. Нужно дописать её маркером, или доделать её из семян.
Цель: развивать графический образ буквы.
Баранова Е.Е.,
учитель-логопед