Игры с прищепками в развитии детей с общим недоразвитием речи

Игры с прищепкамиВ этой разработке представлена актуальность и технология проведения игр с различными прищепками. Предлагаемые игры-упражнения систематизированы, учитывают возрастные особенности детей, дают возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Игры способствуют развитию у детей: мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; пространственных ориентаций; уточнению и развитие словаря; развитию произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти; стимуляции речевой активности. Веселые, эмоционально окрашенные манипуляции с прищепками очень нравятся детям. Игры могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений, родителями, детьми младшего школьного возраста.

Методическая разработка
«Использование игр с прищепками
в работе с детьми с ОНР»

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать,… Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Многолетняя работа с дошкольниками, имеющими различные проблемы в речевом и общем развитии показала, что необходимо совершенствование их двигательных и познавательных способностей.

Развитие двигательных и познавательных способностей реализуется через развитие:

1. Двигательной области коры головного мозга:

  • формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
  • умение правильно держать карандаш, ручку; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая или заштриховывая нарисованные предметы );
  • формирование зрительно-моторных координаций.

2. Речевой области коры головного мозга:

  • формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.

3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия;

4. Координации крупных движений, совершенствование двигательных умений и навыков.

5. Пространственных ориентаций.

6. Формирование навыков учебной деятельности:

  • умение слушать, понимать, выполнять словесные инструкции педагога;
  • умение действовать, повторяя показанный образец.

Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук.

В многочисленных исследованиях накоплено достаточно данных о последовательности и времени возникновения различных движений рук.

До начала второго месяца жизни ребенок все время держит пальцы сжатыми в кулачки, и если кто-нибудь из взрослых вкладывает ему в руку палец, он еще сильнее сжимает кулачок (так называемый «рефлекс схватывания»).

Медленно, в течение всего второго месяца пальцы ребенка понемногу разгибаются, и в начале третьего месяца они уже разогнуты. Если ребенку в ручку вкладывают какой-нибудь предмет, он его схватывает и крепко держит, рассматривая несколько минут. Он начинает координировать зрение с тактильным чувством (ощущением).

На четвертом месяце жизни ребенка сильно начинают занимать кисти его рук. Он ими почти все время двигает, в особенности, если поблизости имеется какой-либо предмет, который бы он хотел взять в руки. Протягивая к находящейся сбоку игрушке обе руки, ребенок сначала касается ее и захватывает одной рукой. Неподкрепляемой движение другой руки постепенно затормаживается, и она все слабее участвует в захватывании предмета, а затем и вовсе не включается. Ребенок научается пользоваться только одной, в дальнейшем ведущей рукой. Таким образом, начинается процесс отдифференцирования движений одной руки от другой.

На девятом месяце дети уже умеют двигать большим пальцем. Ребенку удается схватывать предметы и держать их между большим и другими пальцами. Он дотрагивается до предметов указательным пальцем, а в скором времени сможет этим пальцем указывать на что-нибудь.

Способность пользоваться каждым пальцем в отдельности и координировать их представляет собой большое достижение по сравнению с тем периодом, когда ребенок бесцельно двигал сжатыми кулачками.

На десятом месяце жизни появляется умение противопоставлять большой палец указательному. Эта способность является одним из самых значительных завоеваний человека, позволяющим пользоваться руками как при общении с предметами, так и для письма. От шестого месяца, когда движения рук ребенка были еще неловкими, и до десятого месяца, когда ребенку удается при помощи ловкого движения взять мелкий предмет большим и указательным пальцами, произошел колоссальный процесс с точки зрения нервной координации.

К восемнадцатому месяцу ребенок может перелистывать две-три страницы в книге и уже сам пытается есть ложкой.

В два с половиной года расстегивает пуговицы и сам раздевается. При рисовании держит карандаш как взрослый.

В связи с развитием способности детей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно очень интересное обстоятельство – существование тесной взаимосвязи между координацией тонких движений и речью. Исследование профессора М.Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев рук.

Движения пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью.

Движения пальцев рук постепенно совершенствовались, из поколения в поколение человек выполнял все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозгу человека.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Специалисты выяснили, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Так тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей головного мозга.

Очень полезны для тренировки пальцев рук различные игры. Всем хорошо известна с детства замечательная народная игра «Сорока-белобока». Еще раз можно убедиться, как уникален опыт наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из поколения в поколение уникальные невероятно простые упражнения.

Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшая и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку

Необходимость развития мелкой моторики у дошкольников доказана многими учеными. Дошкольные педагоги, развивая моторику пальцев рук, широко используют различные приемы и методики. В частности, используя методику М.Монтессори, проводят игры с прищепками. Но предлагаемые игры в вышеупомянутой методике преследуют только одну цель, а именно, развитие силы пальцев рук.

Исходя из вышеизложенного целью моей работы стало:

Создание системы игр на развитие мелкой моторики, которые способствовали бы развитию и коррекции как речи, так и психических патологий дошкольника.

Для этого необходимо:

  • Разработать игры с доступными и привлекательными для детей материалами.
  • Систематизировать игры и упражнения по целям и задачам.
  • Создать систему игр.

Ведущим средством реализации моей разработки является игра с прищепкой.

ТЕХНОЛОГИЯ разработки

В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, отличающиеся по величине, материалам, широкой цветовой гаммой. Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Игры с прищепками могут помочь и в формировании количественных представлений ребенка. Именно игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.

Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько задач:

  1. развитие мелкой моторики, а именно силы пальцев рук;
  2. развитие пространственных ориентаций;
  3. уточнение и развитие словаря;
  4. развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти;
  5. развитие конструктивного мышления;
  6. стимуляция речевой активности;
  7. развитие чувства ритма;
  8. формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Для проведения таких игровых упражнений необходимо специальное оборудование, которое нетрудно изготовить своими руками:

Прищепки разные по цвету, форме, размеру, из разных материалов; Прищепки, на которых изображены или прикреплены к ним какие-либо мелкие предметы, игрушки, цифры, геометрические фигуры;

Коробки и банки разные по размеру, цвету, изготовленные из разного материала; Листы ДВП или толстого картона, закрепленные в вертикальном положении; Веревки разной толщины и длины;

Линейки, картонные шаблоны геометрических фигур; Платочки, ленточки, шнурки из тканей разного размера и цвета.

Предлагаемые игры-упражнения учитывают возрастные особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

Приучать детей к таким играм нужно с простых и легких упражнений. Те игры-упражнения, которые включены в данную разработку несложные и сложные одновременно. Они трудны для детей, у которых слабо развиты моторные навыки, но будут и интересны и полезны всем детям. Игры с прищепками необходимо повторять и усложнять. Проводить такие игры можно как дома с родителями, так и в свободное время в детском саду с педагогами. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы такие игры приносили ему радость.

Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок (лучше с самих простых бельевых прищепок), рассказа о том, для чего нужны прищепки в жизни? Видели ли дома дети прищепки? Где берут прищепки? Кто пользуется дома прищепками?

Затем нужно раздать прищепки детям и объяснить, как нажимать, «открывать» прищепки. Дать детям рассмотреть прищепки и упражнять детей в открывании прищепок, нанизывании прищепок на веревку, на стенки коробки или банки.

В дальнейшем можно проводить следующие игры, повторяя и усложняя цели, включать разное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным инструкциям. Хорошо придавать таким играм соревновательный характер, стимулирующий эмоциональный настрой в игре. Так соревноваться дети могут как парами, так и группами.

Вот неполный перечень игровых упражнений с прищепками:

1. Игры с прищепками на развитие конструктивного мышления.

«Веревочка».

Привязать между двумя стульями веревку (до 1 метра). Дети по показу нанизывают прищепки одного размера на веревку средней толщины.

Усложнение — дети действуют только по словесной инструкции; можно изменять толщину и длину веревки, изменить размер прищепок, надевать прищепки только левой рукой.

Варианты заданий в игре «Веревочка»:

«Кто больше нанижет прищепок за 1 (2,3..) минуту? (пока играет музыка)

«Кто быстрее наденет 10 прищепок?»

«Надень прищепки в следующей последовательности: красная, синяя, желтая».

«Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.»

«Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.».

«Повесь на прищепки платочки (ленточки, флажки)»

«Надень большие прищепки на толстую веревку, а маленькие – на тонкую»

«Украсим коробочку».

Дети по инструкции надевают прищепки на верхние края коробки.

Усложнение – использовать прищепки разного размера, цвета, оформления; коробки могут быть разного размера, дети могут работать левой рукой

Варианты заданий к игре «Коробочка»:

«Надень на каждую сторону коробки по 3 ( 4,5,..) одинаковых прищепки».

«Надень на каждую сторону коробки по 2 (3,4,..) прищепки разного цвета»

«Надень на каждую сторону коробки по 3 прищепки по порядку: большую, среднюю и маленькую».

«Баночка».

Дети надевают прищепки по верхнему краю жестяной (картонной) баночки.

Усложнение – баночки могут быть разного размера и формы, дети могут работать левой рукой или поочередно левой рукой надевать одну прищепку, правой – другую.

Варианты заданий к игре «Баночка»:

«Кто быстрее «оденет» баночку?» (прищепки одного размера).

«Надень прищепки, чередуя: красную и белую, две синих – одну желтую и т.п.

«Надень прищепки, чередуя большую и маленькую».

«Надень прищепки с цифрами по порядку от 1 до 10».

«Линеечки».

Дети надевают разнообразные прищепки правой рукой на края различных линеек (треугольная линейка, прямоугольная, обычные линейки из разного материала) держа линейку в левой руке.

Усложнение – надевать прищепки левой рукой, держа линейку в правой;

использовать деревянные, металлические, пластмассовые линейки; использовать линейки разной толщины, формы, размера;

Варианты игр с линейками:

«Колючий треугольник».

Держа треугольную линейку в левой руке, ребенок правой рукой надевает на края каждой стороны треугольника прищепки одного размера. Вариант – на одну сторону треугольника надеть красные, на вторую – синие, на третью — желтые прищепки.

«Продолжи ряд».

По краю обычной линейки расположить прищепки в следующей последовательности: красная — белая- синяя или большая- средняя- маленькая. Последовательность «звена» может быть любая: по цвету, размеру, изображению на прищепках.

«Коврик».

Держа прямоугольную линейку в левой руке, правой рукой ребенок надевает прищепки по краю каждой из четырех сторон линейки.

Имитация бахромы коврика. Можно усложнить – чередуя цвет или размер прищепок.

«Парочки».

На нижнюю сторону линейки-прямоугольника надеты разные прищепки (от 5 до 10). Ребенку предлагается надеть на верхнюю сторону этой же линейки такие же прищепки, располагая их в той же последовательности. Можно дать образец ряда прищепок на верхней стороне линейки. Тогда ребенок должен надеть прищепки на верхнюю сторону линейки.

2. Игры на развитие зрительного внимания, памяти.

«Посмотри – запомни».

На край прямоугольного листа картона или ДВП, расположенного вертикально, надеваются от 3 до 8 прищепок с изображением конкретных предметов: сердечко, лягушка, флажок и т.п. Ребенку дается инструкция: «посмотри, назови предметы на прищепках по порядку и запомни!» Затем прищепки убираются, и ребенок по памяти надевает прищепки в такой же последовательности. Можно использовать прищепки с изображением геометрических, абстрактных фигур.

«Чего не стало?».

На край листа картона или ДВП ребенок надевает 3 (4,5,6,..) прищепки с прикрепленными картинками предметов. Ребенок должен запомнить ряд, называя по порядку предметы на прищепках. Ему предлагается закрыть глаза, и убирают одну прищепку. Малыш называет, с каким предметом «пропала» прищепка, надевает ее. Затем убирают другую, не меняя первоначальную последовательность прищепок. Можно использовать прищепки с изображением цифр, геометрических фигур.

«Что изменилось?».

Ребенок надевает на край листа картона или ДВП 3 (4,5,6,..) прищепки с изображением разных предметов (символических фигур). Ребенок должен посмотреть и запомнить предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 прищепки. Малыш восстанавливает первоначальный ряд. Можно не меняя, добавить еще одну прищепку или убрать 2, или не менять ничего.

3. Игры на развитие пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных.

«Волшебный ряд».

Ребенок надевает на верхний край листа ДВП (картона), закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции: — дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и .д. ) -дай четвертую (вторую, пятую,…) прищепку слева (справа) от….

«Сделай сам».

Ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции:

  • надень эту прищепку слева от…
  • надень эту прищепку справа от…
  • надень эту прищепку между … и т.д.

«Скажи сам».

Ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)? Например: флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.

4. Игры на развитие силы и ловкости пальцев рук.

«Сушим платочки».

На веревку (разной длины и толщины) повесить с помощью прищепок одного размера платочки из ткани (разного цвета и размера). Можно усложнить игру инструкцией «Вешай платочки, чередуя их цвет или размер».

«Ленточки».

Ребенку предлагается повесить ленточки на веревку (разной длины и толщины) – за самый край! Ленточки при этом должны быть разной ширины и цвета. Можно вешать с помощью прищепок шнурки, бумажные флажки и даже небольшие мягкие игрушки, меняя при этом размер прищепок и толщину веревки.

Список используемой литературы.

  1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н «Развиваем руку ребенка».Москва 2004г.
  2. Безруких М.М. «Леворукий ребенок» Москва 2002г.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Москва 1990г.
  4. Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить» Москва 2002г.
  5. Мальцева И. «Упражнения для пальчиков» Москва 2001г.
  6. Макарьев И. «Если ваш ребенок левша» С-Петербург 1995г.
  7. Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» С-Петербург 2000г.

Лагутина Лариса Васильевна,
учитель-логопед
Центра развития ребенка детского сада №2
города Волгограда

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.