Все мы рано или поздно сталкиваемся с одной проблемой — как одновременно готовить обед и не оставлять ребенка без присмотра, не прибегая к помощи телевизора и других современных электрических сиделок. А какая иная деятельность, кроме готовки, собирает всех членов семьи вместе?
Время на кухне может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми перед тем, как все соберутся к ужину и разойдутся для домашних занятий, встреч с друзьями и тому подобного.
Разумеется, если однажды кто-нибудь из взрослых освободиться пораньше, пригласите и его поиграть: чем больше участников, тем лучше, тем интереснее. Вы обнаружите, как легко и увлекательно занимать ребенка, пока вы собираете на стол.
Можно провести массу игр и игровых упражнений. Все виды деятельности подойдут для ваших детей – детей логопедической группы, имеющих диагноз – ОНР. Это могут быть игры, развивающие у детей речевое и слуховое внимание, фонематическое восприятие, обогащающие словарь детей эмоциональной лексикой.
Я предлагаю игры на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия и обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использовать родители в повседневной жизни.
Игры с ребенком на кухне
Упражнение № 1 «Повтори»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак – бак – так
Ток – тук – так
Бык – бак – бок
Дам – дом – дым
Ком – дом – гном
Тыква – будка – буква
Моток – каток – поток
Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:
Па – па – па
То – та – ту
Ты – та – то
Па – ба
По – бо
Пу – бу
Упражнение №2 «Скажи»
Предложить ребенку повторить предложение от лица ежика с различной интонацией ( грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.
Упражнение №3 «Я скажу, а ты продолжи»
Предложить ребенку закончить начатое вами предложение ( с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по …(полянке).
Упражнение №4 «Замени слово»
Вы произносите предложение, а ребенок заменяет повторяющееся слово словом-синонимом. Например: Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (печальные).
Упражнение №5 «Скажи наоборот»
Хороший день – плохой день;
Невкусный обед – вкусный обед;
Неинтересный фильм — …
Упражнение № 6 «Скажи ласково»
дом – домик;
огурец – огурчик;
вкусный – вкусненький;
сухой – сухонький и другие.
Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы не можете отвернуться от плиты. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.
Олейник Жанна Михайловна,
учитель-логопед 1 кв. категории,
МБДОУ д/с №40, г. Белгород