Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [л]

Звук [Л]Аннотация: Методическая разработка — Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [л].

Цели:

- Относительно педагога:

  • Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка 6 года жизни с выраженным наглядно-образным мышлением и двигательной активностью, на примере системы индивидуальных коррекционных упражнений: достижение правильного произношения звука [л], активизация его в речи, дифференциация.

- Относительно ребенка:

  • Осознано подходить к своему речевому дефекту, научиться правильно произносить звук [л], закрепить это произношение в самостоятельной речи.

- Совместная цель:

  • Достичь правильного произношения звука [л] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.

Задачи:

  • развитие подвижности артикуляционного аппарата.
  • развитие мелкой моторики.
  • постановка звука [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
  • автоматизация и дифференциация звука [л] в самостоятельной речи.
  • развитие внимания, памяти.
  • развитие навыков самоконтроля.

Содержание работы:

Тема, Цель занятия

Количество

часов

Предполагаемый результат каждого занятия

Виды и способы деятельности

Критерии оценивания результата

Организация рефлексии

1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»

Цель: выработать необходимые артикуляционные движения и позы

1 -3 ч.

Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата

Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием), «Бегемотик» (широко открыть рот)

Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Парус», «Маляр», «Иголочка», «Змейка»

Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур)

- Физминутка

Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений.

Отметить успехи ребенка в  работе

2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [л]»

Цель: познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата

1ч.

 Правильное понимание ребенком  положения органов артикуляции при произношении звука [л]

- показ артикуляции перед зеркалом

- показ профиля данного звука

- показ положения языка кистью руки

- артикуляционная гимнастика

- упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т.д.

- физминутка 1-2 раза

Успешность выполнения предлагаемых упражнений

Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось?

3. «Постановка звука»

Цель: Поставить звук [л]

1 – 3ч.

Правильное произнесение изолированного звука [л]

1 способ постановки звука:

- вызывание межзубного [л] : «Улыбка», прикусывание языка посередине и дуть на него (язык широкий); так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса.

2 способ:

- постановка звука [л] от вспомогательных звуков [а] или  [ы] : «Качели» (для губного [л]); «Качели» — с одновременным произнесением «А – А — ААА» или «ы-ы-ыыы»

3способ:

- механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.

Игровые приемы при постановке звука – «Улиточка», «Пирамидка», «Кнопочки»

- физминутка  2 – 3 раза

Правильность  воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда.

Похвала за достигнутый результат, поощрение

(маленькие и большие звездочки за проделанную работу)

4. «Коррекция звука [л]»

Цель: добиться точного, правильного воспроизведения звука [л]

    1-3 ч.

Точность воспроизведения изолированного звука

Игры для развития физиологического речевого голоса и дыхания.

Используются упражнения по А.Н. Стрельниковой  «Ладошки», «Поясок», «Поклон» и т.д.

Упр. «Музыкальная игрушка» (используя музыкальный инструмент металлофон, логопед с помощью силы удара молоточком по инструменту регулирует силу голоса ребенка, которому необходимо подстроиться к инструменту. Пение – ла-ла-ла.)

Упр. по развитию мелкой моторики «Чудесный мешочек»( в мешочке предметы в названиях которых встречается звук [л]- лошадка, лягушка, ложка..)

- физминутка 2-3раза

Точность, плавность, чистота произнесения звука

Спросить у ребенка, понравилось ли ему петь, хорошо ли это у него получается, какая игра ему особенно понравилась.

5.  «Автоматизация поставленного звука в слогах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия

1 ч.

Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [л] в потоке звуков, слогов

Закрепление произношения звука [л] в слогах.

Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов.

Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Заборчик»

- упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»

- физминутка 2-3 раза

На сколько четко произносит звук в слогах.

Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.

Игра «Поставь себе оценку»

Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями)

6. «Автоматизация поставленного звука в словах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память., развитие фонематического восприятия

1 ч.

Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [л] в потоке слов.

Повторение за логопедом  трех слов (лавка – лапа – лампа, лоб – лом — лось), назови 4-5 слов по памяти;

По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»

«Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот)

Пальчиковая игра «Изобрази животное»

- упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»

- «Отхлопать ритмическую структуру слова»

- «Подобрать слово на заданный звук, слог»

- физминутка 2-3 раза

На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности.

7. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»

Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение

1 – 3 ч.

Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие  психических процессов, различение звука [л] в предложениях

- к слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [л], произнести пары слов

- составить предложения в которых будет много звуков [л]

-  Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)

- игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [л])

- произношение звука [л] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах

-  игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку»

- упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»

- физминутка 2-3 раза

Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности

8. «Автоматизация и дифференциация  звука в самостоятельной речи»

Цель: закрепление звука [л] в речи

2 – 4 ч.

Чистота и легкость произношения звука [л] в самостоятельной речи

- составление рассказа по серии сюжетных картинок

- инсценировка сказок

- придумывание рассказа по началу

- упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда)

- отгадывание загадок

- рассказывание стихотворений

- физминутка  2-3 раза

На сколько активно  ребенок в самостоятельной речи использует поставленный звук [л]

Игра «Я и сказочный герой» Предложить ребенку соотнести себя со сказочным персонажем

Сроки проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностики:

С учетом того, что коррекционная работа продолжается в течении одного учебного года, первичную диагностику мы проводим в начале учебного года, используя диагностическую карту, через пол года проводим промежуточную диагностику, указывая на динамику развития (положительная, волнообразная, отрицательная), итоговая диагностика проводится в конце учебного года, используя диагностическую карту.

Форма представления результата коррекционной работы:

Результаты коррекционной работы вносим в итоговый протокол и делаем качественный анализ коррекционной работы (в процентах), по усвоению программного материала.

Погребнова Е.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: ,

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Отзывы к материалу: "Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [л]"

  1. Ольга:

    Спасибо!!!

  2. Oksana:

    Спасибо!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.