Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в речи детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста
Тема: Автоматизация произношения звука [Р] .
Цель: Автоматизировать произношение звука [Р] в речи.
Задачи:
- воспитание самоконтроля во время произношения звука [Р];
- развитие речевого дыхания;
- развитие интонационной выразительности речи;
- автоматизация поставленных звуков;
- воспитание внимания к звуковой стороне речи.
- Расширение и уточнение словаря по темам: «Имена»
- согласование существительных с прилагательными;
- образование родственных слов;
- изменение предложений по лицам;
- заучивание небольших стихотворных текстов;
- закрепление навыка чтения;
- развитие мимической и артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики рук.
- развитие зрительно-пространственной координации, внимания, мышления, памяти.
Ход занятия
1. Организационный момент. Введение в лексическую тему.
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у сына есть,
И у кошки есть,
И у собаки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя)
2. Дыхательная гимнастика.
Игра «Греем руки»: дуть на ладошки сильно, как мальчик и слабо, как девочка.
3. Артикуляционная гимнастика.
- Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений.
- Изолированное произнесение звука [Р] перед зеркалом.
4. Автоматизация звука.
Выполнение лексико-грамматических заданий.
- Упр. «Называй-ка». Проговаривание слов-имён за образцом (возможен вариант придумывания самим ребёнком имён мальчиков и девочек).
Рома, Рая, Руслан;
Вера, Кира, Лера, Ира, Шура, Тамара, Варвара;
Сергей, Артём, Егор, Макар, Виктор, Фёдор, Артур.
- Упр. «Повторяй-ка». Запоминание и последовательное повторение слов. Кол-во слов постепенно увеличивается, начиная с двух и заканчивая возможностями ребёнка (возможен вариант с опорой на картинки).
У Ромы робот, ракушка, рубашка, рыба.
У Леры карандаш, горох, кукуруза, мороженое, баранка.
У Сергея карта, марка, корка, Мурка.
У Егора шар, шнур, зефир, топор.
- Упр. «Сочиняй-ка». Образование родственных слов (фамилий) от предметов (предложенных предметных картинок).
Рыбина Рая, Ромашкин Руслан, Сорокина Тамара, Горохова Ира, Шаров Егор, Маркин Артём, Комарова Вера.
- Упр. «Поменяй-ка». Изменение предложения по лицам.
Я раскрашиваю картинку с Буратино.
Ты раскрашиваешь картинку с Буратино.
Он раскрашивает картинку с Буратино.
Мы раскрашиваем картинку с Буратино.
Вы раскрашиваете картинку с Буратино.
Они раскрашивают картинку с Буратино.
(Я играю с сестрой Лерой; мою подругу зовут Варвара).
- Упр. «Запоминай-ка».
Заучивание скороговорки:
- прослушивание образца;
- самостоятельное чтение образца ребёнком (для читающих детей);
- совместное проговаривание;
- самостоятельное проговаривание.
Дал Макар Роману карамель,
А Роман Макару – карандаш.
5. Развитие мелкой моторики.
Игра «Конструктор»
Конструирование из счётных палочек рожицы.
6. Подведение итогов занятия.
Гусева Татьяна Геннадьевна,
учитель-логопед МБОУ «Ковылкинская средняя
общеобразовательная школа №2»;
МДОУ «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида»
город Ковылкино, Республика Мордовия