Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях

Возраст ребёнка: 5 лет.

Речевой диагноз: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Продолжительность занятия: 15 минут.

Цель: Закрепить произношение звука [Ш] в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • автоматизировать звук [Ш] в отражённой и самостоятельной речи ребёнка;
  • ввести в активную речь ребёнка наречия «выше-ниже», «дальше-ближе»;
  • формировать навык полного ответа на поставленный вопрос сложноподчинённым предложением с оборотом «потому что»,
  • закрепить умение определять позицию звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать зрительное внимание, память, мышление, тактильные ощущения.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у ребёнка доброту, вежливость.

Оборудование: кукла, мягкая игрушка-кошка, конверт с картинками, печатные тетради, «Альбом по развитию речи» В. С. Володиной, Москва-2006год, «Большая книга логопедических игр» Л.И. Смирновой, С. И. Овчинникова, Москва-2010год, цветные карандаши, фантики, приз-наклейка.

Ход занятия

1. Организационный момент (1 минута).

Задачи: поставить перед ребёнком цель, настроить на правильное, контролируемое произношение звука.

Педагог показывает ребёнку куклу, просит придумать ей имя со звуком [ш], говорит, что кукла тоже будет слушать, как девочка правильно произносит звук в словах и предложениях.

Ребёнок называет имя куклы, типа Маша, Наташа, концентрируя внимание на правильном произношении звука.

2. Основной этап (6 минут).

Задачи: посредством игровых упражнений и заданий автоматизировать звук в словах, развивать мелкую моторику, закрепить обобщающее понятие «игрушки», воспитывать у ребёнка доброе отношение к кошке, вежливость.

1. Игра «Эхо».

Логопед просит повторить «слова-друзья» тройками, обращает внимание на правильное произношение звука [ш]:

вышка-пышка-мышка,
петушок-ремешок-гребешок,
шина-машина-крушина,
подушка-лягушка-ватрушка,
ладошка-окрошка-картошка,
матрёшка-рыбёшка-лепёшка

2.Затем логопед предлагает чистоговорки, контролируя чёткость и правильность выполнения задания:

ша-ша-ша — мама моет малыша,
шу-шу-шу — я письмо пишу
аш-аш-аш — у Марины карандаш
шу-шу-шу — Маша кушает лапшу
ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши
ше-ше-ше — шепчет Шура в шалаше
шо-шо-шо — Паша пишет хорошо.

3. Пришла в гости кошечка и принесла картинки. Давай скажем ей «спасибо». Погладим её.

Назови картинки правильно. Как это назвать одним словом?

4. Кошка говорит, что ты молодец и предлагает следующую игру «Доскажи словечко». Используем картинки в «Большой книге логопедических игр» Л. И. Смирновой, С. И. Овчинникова, М.- 2010г. с.42-43.

«Крылышки у мошки, пушинки у … (кошки).
Камешки у Маши, шкатулка у … (Наташи).
Кошка у Луши, мышка у … (Танюши).
Уши у Мишки, ушки у … (малышки).
Шубка у девчушки, брюшко у … (лягушки)» и т.д.

5. Игра «Шутка» с картинками.

Шура шёл, шёл, шёл, пирожок нашёл.
Даша шла, шла, шла и шубку нашла.
(шапку, шоколадку, ковш, чашку, шумовку, крышку, горшок, горошек и т.д.)

6. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

«Взяли наши малыши в руки все карандаши:
чёрный, жёлтый, красный, зелёный, синий, голубой,
выбирай себе любой».

Ребёнок чётко и правильно повторяет за взрослым предложенные слова, самостоятельно называет картинки, стараясь контролировать своё произношение, при этом развивается слуховое внимание и мышление ребёнка.

Ребёнок гладит мягкую игрушку, говорит « спасибо» и правильно называет картинки с заданным звуком. Обобщает одним словом – игрушки.

Ребёнок, глядя на картинки, после того, как логопед прочтёт начало предложения, досказывает нужное слово.

Ребёнок по образцу взрослого, опираясь на наглядность, произносит предложения.

Ребёнок выбирает себе двумя пальчиками карандаши соответствующих цветов, называя их, развивает мелкие и точные движения пальцев рук.

3. Этап закрепления (6 минут).

Задачи: автоматизировать звук [ш] в предложениях, развивать тактильные ощущения, внимание, мышление, умение определять позицию звука в слове, формировать навык полного ответа сложноподчинённым предложением с оборотом «потому что», составлять предложения со словами «выше-ниже», «дальше-ближе».

1. Работа в тетради Л. М. Козыревой «И свистящие, и шипящие, и самые звонкие» с. 5.

- Синим карандашом закрась клетку, соответствующей месту звука [Ш] в слове.

- А вечером с воспитателем выполните задание на с. 7.

2. Кукла смотрит и удивляется, какая ты молодец! И предлагает тебе шёлковый мешочек. Ты должна угадать на ощупь, что там лежит и произнести правильно название этого предмета. (В мешке – шарик, камешек, шишка, карандаш, погремушка, подушечка, бумажка, лошадка).

3. Логопед предлагает речевую викторину «Почемучка».

- За каждый правильный ответ получишь фантик.

- Почему пташка летает? Ребёнок отвечает полным ответом: Пташка летает, потому что у неё есть крылышки.

- Почему мышка слышит?

- Почему малыш играет?

- Почему Танюшке тепло?

4. Составление предложений со словами «выше-ниже», «дальше-ближе» по картинкам в «Альбоме по развитию речи» В. С. Володиной с. 17.

Ребёнок работает карандашом, озвучивая свои действия.

Ребёнок на ощупь выбирает предметы, правильно их называет.

Ребёнок старается говорить полным ответом, развивается чёткость дикции и мышление, умение отвечать на поставленный вопрос.

За правильный ответ получает фантик.

Ребёнок сам составляет предложения, не забывая о правильном произношении.

4. Заключительный этап (2 минуты).

Задача: подвести итог занятия, оценить его упехи, дать возможность ребёнку оценить себя, нацеливая на дальнейшее контролируемое произношение звука, взаимопонимание и сотрудничество с педагогом.

Логопед: — «Молодец! Ты сегодня очень чётко и правильно называла все слова со звуком [Ш].».

Педагог демонстративно подносит куклу к себе, спрашивает у куклы, как ей понравилась девочка, озвучивает оценку и пожелания куклы.

- Вот тебе приз.

Затем спрашивает у ребёнка, что ей понравилось на занятии, какие были трудности.

Ребёнок говорит, чем ему понравилось заниматься, а что было трудно. Получает приз-наклейку.

Хлапова Ольга Александровна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад №1
села Русский Камешкир Пензенской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.