Практика использования информационного блока для родителей по лексическим темам.
Проблема организации коррекционной работы по преодолению нарушения речи у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) с таким видом речевой патологии, как недоразвитие лексико–грамматического строя, актуальна на наш взгляд, тем, что лексико–грамматические операции порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико–синтетической деятельности.
Для повышения эффективности коррекционного воздействия мы рассматриваем необходимость интегрированной работы во взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности: учителей- логопедов, воспитателей, родителей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, преподавателя по изобразительной деятельности.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые все речевые навыки и умения детей, полученные в детском саду, закрепляют в повседневной жизни.
Цель педагогического опыта: создание в детском саду необходимого информационного блока комплексной коррекционной работы по преодолению лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Данная система работы применяется в работе учителей-логопедов МАДОУ «Детский сад № 395» города Перми А. Ф. Бузмаковой, Е. Г. Бугровой в течение 15 лет, имеет положительное экспертное заключение ст. научного сотрудника лаборатории специального образования ПКИПКРО Е. Е. Аюповой.
Информационное оснащение уголка логопеда для родителей включает несколько разделов:
- расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
По каждой лексической теме указывается примерный словарь на всю неделю, очерчивается круг слов, которые будут вводить в активную речь детей все специалисты и родители под руководством логопеда. Это обеспечивает скорейшую актуализацию новых для детей слов.
- формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: лексико-грамматические игры и упражнения.
- развитие тонкой и общей моторики, координация речи с движением: пальчиковая и артикуляционная гимнастики, подвижные игры.
- развитие фонематического, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;
- совершенствование пространственно-временных ориентировок;
- развитие конструктивного праксиса;
- развитие мышления, памяти, внимания.
Возможность и условия применения опыта.
Возможно широкое применение учителями-логопедами, воспитателями и родителями коррекционных и общеобразовательных групп детского сада.
Представленные материалы соответствуют основным принципам:
- Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно-образовательного процесса.
- Принцип поэтапности – от простого к сложному.
- Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретной лексической темы.
- Принцип доступности и индивидуальности.
Учитель-логопед Бузмакова Анастасия Фёдоровна
Учитель-логопед Бугрова Елена Геннадьевна
город Пермь