Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 4-5 лет по лексическим темам
Практика использования информационного блока для родителей по лексической теме «Дикие животные».
Дикие животные.
Словарная работа.
Существительные: животные, волк, волчонок, медведь,
медвежонок, лиса, лисенок, ёж, ежонок,
заяц, зайчонок, белка, бельчонок, лес,
логово, мясо, добыча, хищник, берлога,
корень, ягода, мед, нора, насекомое, мышь,
лягушка, птица, трава, куст, кора, ветка,
орехи, голова, мордочка, глаз, нос, ухо,
пасть, зуб, шея, туловище, живот, брюшко,
спина, лапа, коготь, шерсть, иголка;
Прилагательные: серый, зубастый, страшный, большой,
маленький, сердитый, низкий, высокий,
длинный, короткий, острый, тупой, густой,
пушистый, мягкий, твердый, толстый, тонкий,
добрый, злой, ласковый, заботливый, грязный,
чистый, быстрый, смелый, сильный, бурый,
косолапый, неуклюжий, голодный, сытый,
красивый, рыжий, хитрый, теплый, густой,
волчий, медвежий, заячий, беличий, лисий, ежовый;
Глаголы:
рычать, смотреть, видеть, наблюдать, дышать,
нюхать, есть, грызть, жевать, бегать, кусать,
грызть, собирать, бежать, играть, царапать,
заботиться, прыгать, рыть, выть, тявкать,
цокать, фыркать, молчать, догонять, отдыхать, спать;
Наречия:
дружно, весело, красиво, нежно, ласково,
чисто, грязно, быстро, медленно, ловко,
высоко, низко, впереди, сзади, справа, слева;
Местоимения:
мой, моя, мои;
Предлоги:
на, в, под, из, с, для, из-за, из-под.
Лексико — грамматические игры и упражнения:
Игра «Кто это?».
Рассматривание диких животных. Составление предложений с однородными членами.
Мама (папа) выставляет картинку с изображением взрослого животного и его детеныша. Проговаривает предложения частями, ребенок повторяет.
Это лиса и лисенок, лисенок – детеныш.
Это медведь и медвежонок, медвежонок – детеныш.
Это волк и волчонок, волчонок – детеныш.
Это ёж и ежонок, ежонок – детеныш.
Это заяц и зайчонок, зайчонок – детеныш.
Это белка и бельчонок, бельчонок – детеныш.
Упражнение «Доскажи слово». Закрепление обобщающих слов.
Лиса, медведь, волк, ёж, заяц, белка все вместе – это … (дикие животные).
Игра «Подбери признак». Обогащение словаря признаков.
Волк (какой?) — серый, зубастый, страшный, большой, голодный…
Медведь (какой?) — …
Ёж (какой?) — …
Заяц (какой?) — …
Лиса (какая?) — …
Белка (какая?) — …
Игра «Кто где спит?»
Практическое употребление в речи предлогов в, под.
Лиса спит в норе. Волк спит в логове. Медведь спит в берлоге. Заяц спит под кустом. Белка спит в дупле. Ёж спит в листьях, под кустом.
Игра «Сколько детенышей?». Согласование числительных с существительными.
Взрослый показывает картинку с изображением какого-либо дикого животного и помогает ребенку сформулировать правильный ответ.
У медведя …(один медвежонок).
У лисы … (два лисенка).
У зайца … (три зайчонка).
У волка … (четыре волчонка)…
Родителям рекомендуется:
1. Выясните, знает ли ребенок животных и их детенышей, живущих в наших лесах. Объясните ему, что такие животные называются дикими и живут на воле. Произнесите четко и правильно слова: волк, волчонок, медведь, медвежонок, лиса, лисенок, ёж, ежонок, заяц, зайчонок, белка, бельчонок. Пусть ребенок произнесет их самостоятельно.
2. Рассмотрите с ребенком картинки с изображением диких животных: волк, волчонок, медведь, медвежонок, лиса, лисенок, ёж, ежонок, заяц, зайчонок, белка, бельчонок. Предложите ему показать и назвать животных. Обратите его внимание на особенности внешнего вида медведя, волка, лисы, белки, зайца, ежа. Медведь очень большой, лохматый, коричневый. Волк серый, зубастый. Лиса рыжая, у нее пушистый хвост. Ёж маленький, колючий. Заяц маленький, серенький. У него длинные уши, короткий хвост. Белка красивая, пушистая…
3. «Длинный или короткий?». Развивать умение сравнивать два предмета разной длины. Усвоение слов – антонимов.
У зайца длинные уши, а у медведя … (короткие).
У лисы длинный хвост, а у зайца … (короткий).
У белки длинный хвост, а у медведя … (короткий).
У белки короткие ноги, а у волка … (длинные).
У медведя короткий хвост, а у лисы … (длинный).
У ёжика короткие уши, а у зайца … (длинные).
4. Составьте рассказ – описание о диком животном по плану:
1) Кто это?
2) Какой? Какая?
3) Назвать части тела.
4) Чем питается?
5) Назвать детенышей.
6) Где живет?
(формирование связной речи).
Образец. Это лиса. Она рыжая, хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост и четыре лапы. Лиса ест птиц, мышей. У лисы есть лисята. Это ее детеныши. Лиса с лисятами живет в норе.
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.
Сидит белка на тележке, (хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно)
Продает она орешки.
Лисичке – сестричке, (загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках одновременно)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Дыхательная гимнастика «Надуй животик».
Развитие речевого дыхания.
Встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно.
Упражнение проводится 2-3 раза.
Артикуляционная гимнастика.
Развитие артикуляционной моторики.
- движение нижней челюсти вправо-влево,
- уколоть язычком правую щечку, потом левую,
- показать зубы нижней челюсти,
- «улыбка»,
- тянуть язычок к подбородку, к носу,
- облизывать губы кончиком языка.
Игра «Разделить на слоги». Работа над слоговой структурой слова.
Хлопаем в ладоши на каждый слог:
мед-ведь, зай-ка, волк, ли-са, бел-ка, ёж, ё-жик.
Пазлы «Дикие животные». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
В альбом: вырезать (нарисованные мамой, разукрашенные и вырезанные ребёнком) картинки с изображением диких животных и наклеить.
Нигматдьянова Анна Каримулловна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад №395,
г. Пермь