Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме «Золотая осень»

Уважаемые родители!

Тема недели «Золотая осень»

Дети должны знать:

Лексическая тема Осень- какое время года наступило, называть осенние месяцы по порядку;
- приметы осени:
- стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди;
- листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;
- исчезли насекомые;
- собираются в стаи и улетают на юг птицы;
- дни стали короче, а ночи длиннее;
- с полей и из садов убирают урожай;
- люди стали теплее одеваться;
- называть деревья: берёзу, ель, сосну, рябину, дуб, липу, тополь, клён;
- называть семена и плоды деревьев: жёлуди, серёжки, ягоды, гроздь рябины, шишки, крылатки.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, тополь, рябина, липа, осина, клён, сосна, ель;

Прилагательные: желтый, красный, сухой, мокрый, холодный, осенний, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), моросящий (дождик), проливной (дождь);

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, моросить, срывать (листья), хмуриться, облетать.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, (Вновь загибают пальчики, начиная с больших)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём. («Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)
Маме осенний букет отнесём.

Грамматический строй речи

- Дидактическое упражнение «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

лужа – луж
лист – листьев
дерево – деревьев
туча – туч
ветка – веток

- Дидактическое упражнение «Назови лист» (образование относительных прилагательных):

лист берёзы — берёзовый
лист клёна – кленовый
лист осины – осиновый
лист липы — липовый
лист рябины – рябиновый
лист дуба – дубовый
лист тополя – тополиный

- Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными):

Один дубовый листочек, два дубовых листочка, …, пять дубовых листочков
Одна лужа, две лужи,… пять луж;
Одно дерево, два дерева, три дерева, … пять деревьев;
Одна ветка, две ветки, три ветки, … пять веток;
Одна туча, две тучи, три тучи, … пять туч;
Один зонт, два зонта, … пять зонтов;

- Дидактическое упражнение «Что лишнее и почему?»:

Осень, зима, холод, весна (холод, так как остальные — времена года).
Дуб, рябина, осень, осина (осень, так как остальные — деревья).
Дождь, ветер, дерево, снег (дерево, так как остальные – явления природы).

Советы логопеда родителям

Погуляйте с детьми по парку, во дворе, рассмотрите растущие там деревья. Повторите названия деревьев. Объясните, что у дерева есть ствол, ветки, корень, а вверху – макушка, верхушка.

Расскажите о сезонных изменениях, происходящих с деревьями осенью.

Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Помогите ребенку запомнить приметы осени.

На прогулке помогите ребенку найти листики клёна, дуба, берёзы, тополя, осины, рябины. Покажите, с каких деревьев они опали. Учите ребенка узнавать их: «Этот листок упал с дуба. Видишь, какой он овальный, резной. А этот листочек ветер сорвал с березы. Он заостренный, с мелкими зубцами по краю. А вот лист тополя. Он тоже заостренный, но крупнее листка березы. Этот — листок осины. Он похож на монетку, он почти круглый. А что напоминает лист рябины? Правда, он похож на перышко?»

Обратите внимание ребенка на разный цвет листьев: «Видишь, какой лист клена? Правильно. Он оранжевый. А какого цвета лист осины? Он красный» и т. п.

Поиграйте с детьми

Игра «Телефон». Взрослый тихо говорит ребенку названия деревьев, а он шепчет эти названия на ухо следующему.

Игра «Угадай, чей лист?» . Взрослый показывает листочек, а ребенок говорит с какого дерева . Например: Этот листок упал с берёзы – это берёзовый листочек.

Игра «Куда упал листочек?» (учить детей ориентироваться на листе бумаги: на средину, в центр, вверх, вниз ,в угол, слева, справа, между, около, рядом).

Задание № 1: Обвести контуры собранных во время прогулки листьев дуба, клёна, берёзы и т.д. Раскрасить их соответствующими красками.

Задание №2: С помощью взрослых сделать несколько игрушек из природного материала (шишек, желудей, каштанов, листьев, коры, бересты и др.).

Орлова Оксана Леонидовна,
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 41″- КВ,
Республика Башкортостан г. Стерлитамак

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.