В статье раскрывается понятие «инновации», говорится о необходимости введения инновации и причинах нововведений в дошкольном образовании, говорится о том, какие инновации необходимы в ДОУ.
«Люди вместе могут совершить то,
чего не в силах сделать в одиночку;
единение умов и рук,
сосредоточение их сил может
стать почти всемогущим»
(Д. Уэбстер)
Что значит «инновационные процессы» в ДОУ?
Это способность коллектива к трансформации традиционного образовательного процесса в новое более прогрессивное состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Каковы причины необходимости инноваций?
К таковым причинам относится:
- необходимость вести активный поиск решения существующих в дошкольном образовании проблем;
- возрастающие запросы современного общества;
- стремление повысить качество предоставляемых образовательных услуг;
- неудовлетворенность многих педагогов в достигнутых результатах;
- конкуренция между детскими садами и др.
Дошкольное образование не стоит на месте – наблюдаются сильнейшие прогрессивные тенденции. Безусловное, это связано с появлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), одним из важных принципов которого является принцип поддержки разнообразия детства, исключающий его стандартизацию.
Разные категории детей к школьному порогу с равными возможностями: одаренные дети и дети с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития, умственно — отсталые), дети-спортсмены и дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ДЦП, слепые, глухие и тд), дети из многодетных семей, сироты, дети эмигрантов.
Сегодня в сфере дошкольного образования внедряются инновации различного характера:
- это инновационные процессы в управлении учреждением (создание единой программы управления);
- расширение степени участия сотрудников в управлении развитием учреждения, в структуре и содержании воспитательно-образовательного процесса (создание системы непрерывного образования педагогов);
- разработка программ формирования кадрового потенциала;
- адаптация и внедрение новых программ;
- разработка индивидуальных программ образования;
- организация дополнительных образовательных услуг;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей и детей с ОВЗ;
- построение принципиально нового развивающего пространства в учреждениях;
- инновационная деятельность в работе с родителями и т.д.
Инновации направлены на формирование базовой культуры личности, всестороннее развитие личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.
Эти процессы положительно влияют на качество обучения и воспитания в образовательных учреждениях, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития детей, и, самое главное, — позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Бухарина Ксения Евгеньевна,
ГБОУ детский сад комбинированного вида №1655,
г. Москва