Использование графического рисунка как приема коррекционной работы логопеда

Пиктограммы для детей с ОНРВ статье выяснены особенности коррекционной работы логопеда, раскрыта возможность психического развития и формирования правильного звукопроизношения у детей посредством использования графических рисунков.

Основные понятия статьи – коррекционная работа, логопедические приемы, звукопроизношение, графический рисунок.

The summary:

The article clarified the correctional work of the logopedist, revealed the possibility of mental development and the formation of correct sound pronunciation in children through the use of graphic images.

Basic concepts of article – correctional work, speech techniques, pronunciation and articulation, graphic design.

Анализ научной проблемы.

В педагогической науке доказано, что нарушение речи связано с проблемами развития моторики кисти руки, а тренировка тонких движений пальцев рук имеет большое значение не только на развитие письменных навыков, но и на овладение им правильным произношением. Работая с графическими рисунками на логопедических занятиях, дети развивают зрительно-моторные координации, происходит развитие памяти и внимания, а у младших школьников формируется навык четкого и быстрого письма.

По моему мнению, при коррекции нарушений звукопроизношения следует учитывать тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики.

Я полагаю, что использование приема графического рисунка в коррекционной работе логопеда должна вестись комплексно и зависеть от общей подготовленности детей-логопатов, их индивидуальных особенностей.

Успешная коррекционно-логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.

Считаю целесообразным использовать прием графического рисунка в коррекционной работе логопеда, так как опора на зрительные образы повышает эффективность логопедической работы благодаря тому, что их использование делает усвоение речевых умений и навыков более конкретными и доступными, создается благоприятный эмоциональный фон для проведения коррекционной логопедической работы.

Осмысление последних исследований и публикаций. Речевое развитие у детей дошкольного и младшего школьного возраста всегда находилось под пристальным вниманием педагогов и психологов. Логопедия на протяжении многих десятилетий вырабатывала различные методы и приемы по речевому развитию, и преуспела в этом. Доказано, что развитие графических навыков в процессе коррекционных логопедических занятий вызывает активизацию высших психических функций. Использование наглядных пособий, благодаря развитости и ведущей роли в восприятии информации зрительного анализатора, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Также, наглядные средства позволяют сделать коррекционно-логопедическую работу для ребенка интересным, формируя в его сознании «физиологический образ звука». С помощью рисунков-символов дети могут увидеть и понять артикуляционный уклад при произнесении звуков, узнать, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха и пр. Графические рисунки-символы позволяют ребенку-логопату осознанно относиться к артикуляционным упражнениям и «подстраивать» свою артикуляцию до получения отрабатываемого звука.

Доказано, что активная включенность ребенка в процесс занятия и осознанность выполняемых действий, повышает эффективность коррекционно-логопедической работы. Особенно графические рисунки-символы актуально использовать при всех формах дислалии, в особенности – при стертой форме дизартрии. Это доказано Л.В. Лопатиной [4], исследования которой показали наличие у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов, что приводит к стиранию грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков. В то же время отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Поэтому в коррекционно-логопедической работе при формировании фонетической стороны речи дошкольников актуально применение наглядных зрительных опор.

Цель статьи: показать особенности использования графического рисунка как эффективного приема в коррекционной работе логопеда.

Основной материал. Логопед для коррекции речевых нарушений в своей работе применяет различные методы и приемы работы, зависящие от цели и индивидуальных особенностей занимающихся. В связи с тем, что 90% информации человек получает через зрение, одним из ведущих методов в логопедической работе является метод наглядности.

Использование рисунков в работе логопеда может иметь различные цели:

  • коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, фоне, величине и т.д.);
  • развитие фонематического восприятия (например, на рисунке найти предметы, в названиях которых имеется определенный звук);
  • развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков);
  • закрепление правильного произношения, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Так как формирование правильного звукопроизношения тесно связано с мелкой моторикой кистей рук, коррекционная работа логопеда может включать в себя развитие графических навыков.

На первом этапе работы ребенок учится ориентироваться на плоскости листа, приобретая простейшие графические навыки, что приводит к развитию пространственного мышления, внимания, слухового восприятия и функции самоконтроля.

На втором этапе помощь логопеда эпизодическая, так как акцент делается на формировании умения ребенка самостоятельно работать с графическим материалом. Задания, в зависимости от успехов занимающегося, усложняются. Предлагается не только, например, скопировать графический материал, но и изобразить его зеркально. Подобные задания, которые предполагают самостоятельную работу ребенка при активном пространственном восприятии, формируют и укрепляют взаимодействие полушарий головного мозга. Завершив задание, ребенок по желанию может дорисовать и раскрасить свою работу, что позволяет развить его воображение, возбуждает фантазию, индивидуализирует цветовую гамму ребенка и побуждает к творчеству.

Третий этап требует большей самостоятельности и ответственности ребенка, дает возможность самовыражения и самореализации. Здесь происходит аккумуляция и реализация наработанных ранее навыков. Ребенок, помимо улучшения своего произношения, учится облекать свои мысли в приемлемую и понятную для окружающих форму с помощью, к примеру, устного рассказа по скопированной и дорисованной картинке или мини-сочинения. Некоторые дети пытаются самостоятельно составлять графические рисунки.

Приведем примеры использования графического рисунка с различными целями направленности. Например, на логопедических занятиях по развитию фонематического восприятия, анализа, синтеза логопед подбирает сюжет по теме отрабатываемых звуков и создает схематичный «меловой рисунок». Дети, внимательно его рассмотрев, должны найти слова по заданной теме. Например, отрабатывая звуки [Д], [Д’], логопед на рисунке изображает следующие предметы: дом, девочка, мальчик, дудочка, дерево, забор из досок, дрова. Детям сначала предлагается задание найти слова со звуком [Д], а затем со звуком [Д’]. Слова, которые можно найти со звуком [Д]: дом, дача, дверь, доски, дудочка, друзья, со звуком [Д’]: девочка, дерево, дети. В процессе работы на начальных этапах занимающиеся часто ошибаются, испытывая трудности при дифференциации твердых и мягких согласных. Но, проводя подобный прием регулярно, постепенно фонематическое восприятие развивается, и дети легче справляются с подобными заданиями. В процессе выполнения данного задания с помощью рисунков не только реализуется цель коррекционного занятия, но и развиваются внимание, память, мышление.

Следующий прием с использованием графического рисунка – это пиктограммы. Например, занимаясь на этапе дифференциации свистящих и шипящих звуков, дети учат стихотворение вида «частушек-нескладушек», состоящего из набора не связанных друг с другом частей. Дети должны перефразировать его, правильно переставив слова в предложениях. Для успешного самостоятельного выполнения ребенком задания можно предложить ему его выполнить с помощью пиктограмм. С опорой на зрительное восприятие ребенку без особых проблем удается вспомнить и повторить стихотворение, при этом он старается правильно проговорить все свистящие и шипящие звуки. Без помощи логопеда занимающийся, смотря на пиктограмму, в состоянии повторить предложения с предлогами, и назвать те предлоги, которые в них использовались.

Так же с использованием графической деятельности логопед может работать над предложением, рассказом или диалогом. В частности, дети дорисовывают конец предложения, зарисовывают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, работают с предложениями, из которых «убежали» предлоги, или в которых «все слова перепутались», рисуют предложения со словами на заданный звук.

Также графический рисунок как прием зрительного показа целесообразно использовать при формировании звукопроизношения. Например, при демонстрации артикуляции звуков, внимание ребенка обращается на положение и движения артикуляторных органов, для чего используются разнообразные артикуляционные схемы, «полные» и «частичные» профили артикуляций.

Например, при показе артикуляционного уклада звука «с» предъявляется карточка-символ «насос», при этом логопед обращает внимание ребенка на наличие преград (зубы) при произнесении звука. Делается сравнение звучания данного согласного звука с неречевыми звуками с использованием картинок – льется вода из крана; посвистывает ветер, насос накачивает шину велосипеда. Для закрепления упражнения применяются условные знаки-символы когда ребенок, уточняя положение губ при произнесении звука, находит соответствующую карточку-символ «Улыбка». Для определения положения языка логопед демонстрирует ладонь, сложенную горочкой, обозначая упор языка в нижние зубы при артикуляции звука, после чего ребенок находит карточку со стрелкой, направленной вниз, символизирующей положение языка у нижних резцов. Далее, ребенок выбирает графический символ, когда логопед отмечает, что посредине язычка находится «желобок», по которому дует ветерок. Ребенок выбирает символ.

Для определения характера выдыхаемой струи выбирается символ графический символ «снежинка», а символ «широкая стрелка» появляется при выдыхании сильной и длительной воздушной струи.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Прием графического рисунка в коррекционной работе логопед может использовать на всех этапах занятий, так как опора на зрительное восприятие помогает быстрее, легче и эффективнее справиться с заданиями. Использование графического рисунка в коррекционно-логопедической работе предполагает учет возрастных и психологических особенностей каждого ребенка, соответствуя задачам логопедической работы на данном этапе коррекции.

Использование приема графического рисунка в коррекционной работе логопеда создает благоприятные условия не только для формирования правильного звукопроизношения, но и развивает психические процессы, то есть носит комплексный характер.

Использование графических рисунков в виде символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов, «подстраивать» артикуляцию до получения нужного звука.

Описание артикуляции с опорой на графическую схему звука, составленную на основе рисунков-символов, позволяет ребенку осознать выполняемые артикуляционные действия, а личностная включенность ребенка в коррекционный процесс в значительной мере повышает эффективность логопедической работы.

Литература:

  1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : Метод. пособие / авт. Кондратенко И. Ю. и др. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 219 с. – (Библиотека логопеда-практика).
  2. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть I. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под редакцией Л.С. Сековец. – М.: АРКТИ, 2005.
  3. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
  4. Лопатина, Л.В. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Логопедия. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. – М.: Владос, 2006.
  5. Машкова, Н.П. Формирование у дошкольников правильного звукопроизношения с использованием условных знаков-символов / Н.П. Машкова // Логопед. – 2010. № 1.
  6. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Антоненко В.С.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.