Аннотация:
Логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, так как она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, игра может использоваться для коррекции состояния и поведения ребенка. Но главная функция игры – развивающая. Игра повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.
Применение в коррекционной работе наглядно-игровых средств создает максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста. Наглядно-игровые средства представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения.
С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.
Используемые мною игровые пособия применяются на логопедических занятиях по разным направлениям работы (произносительной и лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия и обучение грамоте).
Многофункциональное игровое пособие «Речевая деревенька» состоит из трех деревьев: яблони, груши и сливы. На яблоне «растут» красные яблоки и в прорези вставляются буквы, обозначающие гласные звуки. На груше – зеленые плоды и в прорези вставляются согласные буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, на сливе – синие плоды и буквы, обозначающие твердые согласные звуки.
Под каждым деревом расположены клумбы с тремя цветочками для составления схемы слов: под яблоней схемы слов, начинающихся на гласный звук, под грушей схемы слов, начинающихся на согласный мягкий звук, под сливой – на согласный твердый звук. Эти же клумбы можно использовать для определения места звука в слове.
В «Речевой деревне» имеются четыре домика для определения слогового состава слова.
«Кочки с цветочками» помогают в упражнениях по грамматике для определения женского, среднего и мужского рода единственного и множественного числа существительных.
Многофункциональное пособие «Страна Звукобуквия» представляет собой панно, состоящее из съемных плоскостных силуэтных изображений:
- «Королева Гласа и ее служанки гласочки»,
- «Король Соглас и его слуги согласики»,
- «Замок гласных звуков»,
- «Замок согласных звуков».
Жителями страны являются королева Гласа и король Соглас и их слуги – гласочки и согласики. Ротики гласочек изображают артикуляционный «анфас» гласных звуков, обозначенных буквами: а, о, у, и. Согласики помогают запомнить всегда твердые согласные звуки – ж, ш, ц и всегда мягкие – й, ч, щ.
В «Стране Звукобуквии» возвышаются два замка: красный и сине-зеленый. В окошки красного замка дети помещают картинки, названия которых начинаются с гласных звуков.
Сине-зеленый замок используется на занятиях по дифференциации твердых и мягких согласных. В комнатках гномов Тома и Тима находятся предметы, в названиях которых имеются твердые и мягкие согласные звуки. Дети размещают картинки в окошки замков.
Игровое пособие «Ромашки» применяется для развития слоговой структуры слова, формирования деления слов на слоги, развития тонкой моторики.
Пособие представляет собой серединки ромашек с изображением слоговой схемы и насекомых: жук – там, где один слог, муха – там, где два слога, бабочка – там, где три слога. В пособие также входят пчела и лепестки. На каждом лепестке – картинки слов с различным количеством слогов.
Пчела предлагает детям подобрать лепестки к соответствующим серединкам. Дети по одному берут перевернутые лепестки, называют изображенную на нем картинку, определяют количество слогов в слове и присоединяют лепесток к соответствующей серединке.
Пособие «Волшебные бусы» развивает у детей фонематическое восприятие – навык выделять первый и последний звук в слове и представляет собой карточки округлой формы в виде бусинок с картинками, подобранными таким образом, чтобы последний звук предшествующего слова был первым звуком последующего.
Бусинки между собой скрепляются разогнутыми скрепками. В начале занятия бусинки рассыпаны. Логопед прикрепляет сначала определенную бусинку. Дети называют нарисованную картинку, выделяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук находится в начале слова, и прикрепляют следующую бусинку.
Детям гораздо интереснее нанизывать бусинки, чем просто определять первый и последний звук в словах.
Пособия «Веселые буквы» и «Паровозик-буквовозик» применяются на занятиях по обучению грамоте.
В пособие «Веселые буквы» входят цветные камешки и листы с изображением букв. Дети на практике закрепляют образ буквы и расположение ее элементов на плоскости. А выкладывая ее камешками, развивают мелкую моторику.
Пособие «Паровозик-буквовозик» состоит из паровозика, которым управляет машинист-белка и вагона с двумя окошками. В эти окошки вставляются буквы. Пособие используется для обучения детей слоговому чтению. Дети с удовольствием сами составляют прямые и обратные слоги и читают их.
Пособие «Путешествие Грамотейки» представляет собой панно, на котором изображен путь с остановками, где нужно выполнить определенные задания. С обратной стороны заданий прикреплены металлические пластины, а на обратной стороне плоскостного изображения Грамотейки прикреплен магнит.
Путешествуя, Грамотейка выполняет игровые задания, а помогают ему в этом дети. Пособие применяется для формирования лексико-граммматической стороны речи. Вместе с Грамотейкой дети играют в игры:
- «Скажи наоборот»,
- «Один — много»,
- «Назови ласково»,
- «Слова -родственники»,
- «Нелепицы»,
- «Слова — друзья»,
- «Слова — близнецы».
На остановках наклеены соответствующие заданиям забавные картинки. Пособие может применяться при изучении всех лексических тем.
Опыт показывает, что применение метода наглядности, создание игровой ситуации на занятиях позволяет детям быстрее и прочнее овладеть закономерностями языка, развить у детей фонематические процессы.
Петришина Елена Виленовна,
учитель-логопед, МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 39,
г. Апшеронск, Краснодарский край