Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими ЗПР

Использование элементов информационно-компьютерных технологий с дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения, в работе учителя-логопеда в условиях детского сада компенсирующего вида для детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата

Компьбтерные технологии в логопедической практикеСовременная педагогическая идея – экологизация логопедического процесса с позиций принципа природосообразности.

Одним из путей решения этой проблемы является освоение биоадекватных педагогических технологий, основанных на принципе природосообразности, который, в свою очередь, составляет часть Государственного образовательного стандарта.

В нашем детском саду  находятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, дисплазия тазобедренных суставов, кривошея и т. д). Зачастую эти диагнозы отягощены неврологической (ДЦП, эпилепсия, гидроцефалия и т. п)  и психиатрической симптоматикой (ЗПР, F-70).

Воспитанники, как правило, имеют  отягощённые вторичные и третичные речевые нарушения. Общее недоразвитие речи (в основном  в осложненном   варианте по Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной) составляет основное речевое нарушение у детей в  группах нашего сада.  У части детей определена задержка психического развития.

Задержка психического развития рассматривается как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений.

В психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:

1) В речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного (редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь),   дефекты произношения, отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи (ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи),   фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи (ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно).

Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.

2)  В сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;

3) В психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;

4) в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

5)  в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

6)  в мотивационной сфере — преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;

Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения данной категории детей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития «особых» детей, многими авторами отмечается положительное влияние компьютерных программ на мотивацию детей к логопедическим занятиям (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Лизунова Л.Р., Садыкова Г.Г. и др.)

Компьютерные задания расширяют возможности коррекционных методов и технологий.

Применение компьютерных технологий в логопедической работе улучшает учебную мотивацию дошкольников с ЗПР, повышает их интерес на занятии, а сами занятия делает более интересными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, позволяющей формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико-грамматические средства языка.

Необходимо отметить, что использование компьютерных технологий при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер.

Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств детей согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Так же развивается произвольная регуляция деятельности дошкольников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Использование компьютера даёт возможность ребёнку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, на мониторе он видит результат своих действий.

В декабре 2009 года мы прошли обучение на краткосрочных курсах Санкт-Петербургского института биологической обратной связи и внедряем в практику работы технологию БОС – здоровье. Обучаем дошкольников диафрагмально-релаксационному типу дыхания.

Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной,  Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

Предложены серии упражнений по 4 блокам. Всего более 50 упражнений. Это позволяет работать над:

- звукопроизношением;
- просодическими компонентами речи;
- фонематическим восприятием;
- лексико-грамматическим строем речи.

Развивающую программу «Домашний логопед» используем на развитие слухового внимания и фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, автоматизация простых звуков).

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей   дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению.  В этой игре выделен раздел «Развитие связной речи».

Однако, компьютерные программы далеко не исчерпывают возможностей применения ИКТ в обучении детей с нарушениями речи.

В нашем дошкольном учреждении наряду с компьютерными программами   применяются слайд-фильмы и презентации.   Создание слайд-фильмов и презентаций  по силам большинству педагогов, так как не требует слишком углубленных знаний компьютерных технологий. Педагог может создать фильм или презентацию, что называется «под себя», учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии.

Подобные компьютерные продукты как правило вызывают больший интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимированных изображений. Просмотр созданных на компьютере слайд-фильмов и виртуальных путешествий («Прогулка в лес», «Идем в зоопарк» и т.п.), сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, намного интереснее для детей, чем рассматривание картинок на доске и вызывает у них эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память.

Информационные технологии позволяют быстро создавать дидактический материал, необходимый для занятия, позволяющий реализовывать индивидуальный подход к ребёнку, учитывая зону его ближайшего развития.

Виды презентаций, используемых в работе логопеда

  • Презентации- картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика.);
  • Презентации- загадки, сказки;
  • Презентации — игры (на расширение словаря,  совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие ВПФ);
  • Презентации -  на расширение представлений об окружающем мире.

Преимущества ИКТ

  1. образный тип информации, понятный дошкольникам;
  2. моделирование  жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
  3. увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
  4. эффективность  усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
  5. открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает  педагога в состоянии творческого поиска.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий в работу логопеда – назревшая потребность.

Нужны качественные и доступные обучающие программы, созданные для работы с учащимися, имеющими нарушения речи и задержку психического развития.

  • Эффективная коррекция возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней.
  • Использование компьтера должно органично входить в комплекс речевой работы, построенной с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка с ЗПР.
  • Важно методически правильно проводить занятия, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, а и  сопровождал речью демонстрируемые слайды,  свои действия, контролировал правильное произношение и т.д.
  • Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения.  Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени -  5-12 минут в зависимости от возраста детей.

Мы убедились в высокой результативности занятий с использованием специализированных компьютерных программ. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка   достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.

Скачать презентацию ИКТ в работе логопеда

ИКТ в работе логопеда

Димовидова Ольга Алексеевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (9 понравилось, средний балл: 4,89 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.