Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием дает свои положительные результаты.
Иванова Д.А.
ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»
Научный руководитель — к.ф.н., доцент Н.П. Хрящева
Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.
Возникая в сенситивный период развития, заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию.
В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Тщательно проведенная предупредительная и коррекционная работа в этом возрасте, построенная на разностороннем учете факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.
Поэтому тема исследования «Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием» является актуальной.
Цель исследования – определение целесообразности использования логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими заиканием.
В экспериментальном исследовании приняла участие девочка шести лет, страдающая заиканием.
Исследование осуществлялось в 3 этапа.
I. На констатирующем этапе эксперимента мы провели обследование ребенка, по результатам которого было сделано заключение о том, что заикание клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.
II. Формирующий этап эксперимента предполагал разработку и апробацию системы коррекционной работы с использованием логоритмики, направленной на снижение уровня заикания.
III. Занятия по логопедической ритмике проводились 2 раза в неделю и находились в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляла 30 минут.
Каждое логоритмическое занятие включало 3 части:
- Вводная часть. Цель: воспитание ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе.
- Основная часть. Цель: развитие речевого и неречевого дыхания, голоса, просодических компонентов речи, артикуляции и дикции, чувства ритма, темпа.
- Заключительная часть. Цель: снижение общей, физической и психологической нагрузки, возврат ребенка в спокойное состояние после двигательной и речевой нагрузки.
На логоритмических занятиях нами применялся разнообразный материал: игры со словом и пением, коммуникативные игры, а также различные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве, для развития чувства темпа и ритма, четкой переключаемости движений, на развитие речевого и неречевого дыхания, голоса и артикуляции.
Контрольный этап эксперимента позволил оценить эффективность проделанной работы. Было проведено повторное обследование ребенка, которое показало, что девочка стала осознанно следить за соблюдением пауз в речи, судорожные запинки встречались в редких случаях, частые дополнительные вдохи прекратились. Речь ребенка стала плавной, темп речи умеренный, не торопливый, говорит нараспев.
Таким образом, использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием дает свои положительные результаты.
Иванова Д.А.,
учитель-логопед