Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников

Аннотация: Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом, как дошкольникам, так и младшим школьникам. Нетрадиционные игры используются для разнообразия, эмоциональной разгрузки и увлечённости. Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, коррекционно- педагогический приём для расширения и закрепления полученных ими знаний на занятии в детском саду или на уроке в школе. В нетрадиционных играх нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Игры имеют лёгкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей.

На сегодняшний день методов и приёмов нетрадиционного воздействия на развитие ребёнка известно достаточно много. К ним относятся:

  • аромотерапия,
  • пескотерапия,
  • воскотерапия,
  • хромотерапия,
  • пуговичная терапия,
  • су-джок терапия.

Все эти приёмы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развивают речь, речевое дыхание и мелкую моторику; способствуют развитию логического мышления, памяти, восприятия, внимания.

Изучив литературу по данной теме, на своих занятиях я стала применять новые формы работы с детьми: пескотерапию, пуговичную терапию, а также использовать дидактические игры, изготовленные из бросового материала.

Эти игры я применяю на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях на разных этапах: для проведения артикуляционной или пальчиковой гимнастики, для автоматизации и дифференциации звуков, для формирования связной диалогической и монологической речи, для обогащения словаря, для формирования лексико- грамматических категорий и развития фонетика- фонематических процессов.

Почему же я обратилась к бросовому материалу?

  1. Во-первых, в любое время года бросовый материал всегда под рукой.
  2. Во-вторых: все предметы до боли знакомы как взрослым так и детям.
  3. В-третьих, сам материал оказывает помощь в формировании восприятия и зрительно- моторной координации (большой — маленький, круглый — квадратный, мягкий — твёрдый и т.д.)
  4. И наконец, бросовый материал — это бездонная кладовая для развития творчества не только ребёнка, но и педагога.

Некоторые наши игры рассчитаны на обучение, как старших дошкольников, так и младших школьников. Таким образом, можно говорить и преемственной деятельности между дошкольным и школьным обучением.

Преемственность с точки зрения детского сада — это ориентация на требования школы, формирование тех знания, умений и навыков, которые необходимы для обучения в школе. А преемственность с позиции школы — это опора на те знания и умения, которые имеются у ребёнка. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития детей.

То есть мы видим, что преемственность — это непрерывность в развитии и обучении детей. Основная её идея базируется на личностном аспекте. Мы знаем, что в основе периодизации детства лежит представление о том, что каждому возрасту соответствует тип ведущей деятельности, то есть изменения деятельности характеризует смену возраста.

От трёх до шести лет ребёнку свойственна игровая деятельность. Именно в игре у ребёнка развиваются воображение, ориентация на смысл человеческих отношений, формируются обобщённые переживания. От шести до десяти лет — учебная деятельность. У младшего школьника возникает теоретическое сознание и мышление, развивается рефлексия, анализ, потребности и мотивы учения. В шесть- семь лет ребёнок идёт в школу. Школа подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику. Педагоги продолжают использовать специальные методы и приёмы детского сада, то есть через игру обучают детей. Цель школы — сохранить, поддержать, и развить накопленный потенциал у каждого ребёнка.

Я познакомлю вас с дидактическими играми и пособиями, которые были изготовлены из бросового материала как совместно с детьми, так и лично мною.

«Весёлый Клёпа»

Цели: развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Весёлый Клёпа

Использую во время показа нового артикуляционного упражнения. В дальнейшем дети играют с Клёпой самостоятельно, отрабатывая артикуляцию.

«Волшебная поляна»

Цели: способствует развитию мелкой моторики, связной речи, словообразованию.

Волшебная поляна

Отрабатываются предлоги, падежные формы личных местоимений, временные представления.

«Юные шифровщики» (принцип игры «Морской бой»)

Цели: развитие логического мышления и воображения; формирование звуко-буквенного восприятия, координации и зрительной ориентации.

Юные шифровщики

Используются буквы, цифры, предметы-заменители, предметные картинки, пиктограммы. В начале обучения педагог помогает детям в пиктографировании, затем сами придумывают символы к предметам, их действиям. Зашифровать можно слово, фразу, предложение, пословицу, чистоговорку, загадку и т.д. Уровень сложности задания определяется возрастными и умственными способностями ребёнка.

«Теремок с секретом» (секрет в дополнительных балкончиках)

Цели: формирование звуко-буквенного анализа слова; формирование слогового анализа слова; обучение послоговому чтению; закрепление визуального образа букв.

Теремок с секретом

Мария Валентиновна Тайницкая,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 587 ДО №1,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.