Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда

Предлагаю вашему вниманию план работы с использованием проблемно-поисковых методов в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал может заинтересовать не только начинающих, но и опытных логопедов.

Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире. Но центральным звеном языкового развития старшего дошкольника является формирование метаязыковой функции – функции осознания языка и речи в доступных ребенку формах.

Основными задачами в работе над формированием лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста являются:

  1. Обогащение, расширение и активизация словаря путем введения в языковое сознание ребенка тематические группы слов, синонимические ряды, антонимические пары, многозначные слова.
  2. Развитие творческой речевой деятельности и выразительности.
  3. Формирование грамматического строя речи путем включения работы над морфологией, изучающей грамматическое значение в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).

Данное пособие включает педагогическую технологию, которая обеспечивает функционирование всех компонентов педагогического пространства и содействует развитию каждого ребенка как неповторимой индивидуальности, как личности, испытывающей потребность в познании, в обогащении себя через разные виды деятельности. Воспитание в данной системе обеспечивается такими методическими средствами, которые позволяют ребенку удовлетворить важнейшие человеческие потребности: самоутверждение и познание.

Своеобразие данной педагогической технологии заключается в том, что основополагающими в работе являются проблемно-поисковые методы. Проблемные речевые ситуации моделируются в разнообразных словесных дидактических играх с лексическим и грамматическим содержанием. В проблемных речевых ситуациях (ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает рассказ; в ситуации совместного сочинения, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает) дети учатся строить предложения разной структуры, произвольно корректировать речь.

Важное условие полноценного речевого развития – взаимосвязь разных типов словесных игр, упражнений, проблемных ситуаций, их постепенное усложнение, систематическая постановка проблемных речевых задач. Оптимальной формой работы по развитию лексико-грамматического строя речи является создание специальной речевой деятельности, в процессе которой задачи развития речи решаются в комплексе и взаимосвязи. Педагог создает проблемную ситуацию, ставит перед детьми познавательную задачу и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Педагог, опираясь на предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет возможность делать их самим, побуждает обосновывать свои суждения.

Схематически методику данного образовательного процесса можно выразить в следующих шагах:

  1. Знание или образец действия.
  2. Создание проблемного поля.
  3. Преобразовательная деятельность ребенка.
  4. Новый личный опыт.

В каждом конкретном случае педагог сам решает, в какой форме проводить работу: с подгруппой детей или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей умение критически мыслить, предпочтение следует отдавать подгрупповым формам работы.

Мною представлен план работы по развитию лексико-грамматических форм языка с использованием проблемно – поисковых методов:

  • тематика занятий,
  • упражнения,
  • игры,
  • наблюдения,
  • работа с родителями.

В основе организации занятий лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, эмоционально – выразительную), и на их основе  - на решение главной задачи — развитие связной речи. Занятия построены по тематическому принципу и проводятся два раза в неделю – восемь занятий в месяц.

Тема

Примерное занятие по теме

Программные задачи

Содержание

Задание для родителей

Сентябрь

Диагностическое

«Мир в котором я живу»

Проблемное поле:

Как выразить словами то, что я вижу, слышу, понимаю?

 Выявить умения:1) Владение словарем(точность словоупотребления, использование  разнообразных языковых средств разных частей речи).2) Сформированность грамматического строя речи (построение предложений разных типов).

3) Владение произносительными навыками.

 Д/и «Волшебный сундучок»- Где я это видел?- Можно ли так сказать?

- Скажи, что значит это слово? Как ты его понимаешь?

Осень

«Как мы следы осени искали?»

Проблемное поле:

Как узнать, что наступила осень?

 Формировать обобщенные представления и систематизировать знания детей об осени как о времени года: о явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о труде людей осенью, умение выделять благоприятные и неблагоприятные для человека аспекты осенних явлений.  - Ребята, посмотрите вокруг. Какое время года наступило? Как вы догадались, что наступила осень?Следом за летомОсень идет,

Желтые песни

Нам ветер поет,

Красную стелет

Под ноги листву

Белой снежинкой

Летит в синеву.

Д/и «Какой лист? (кленовый, березовый, и т.д.).

Можно предложить рассмотреть иллюстрации по теме (сюжетные, пейзажные).

- Кто больше назовет примет осени.

Отгадывание загадок.

Д/и «Что сначала, что потом?» (периоды осени).

 Наблюдение изменений в окружающей природе.Чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь».

Осень

«В гостях у осени»

Проблемное поле:

Что такое осень?

 

Рассматривание по картине «Осенний день» серия «Времена года» автор О.И. Соловьева.

 Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию. Формировать умение составлять рассказ по картине, придерживаясь картинно-графического плана.

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Урожай собирают

Когда это бывает?

- Что такое осень?

- Как вы представляете себе золотую осень?

- Почему так называется этот период осени?

1. Рассматривание картины.

- Придумайте название картины.

- Какое время суток изображено на картине? Как догадались?

_ Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад)

2. Составление плана рассказа.

3. Составление рассказа детьми при помощи разыгрывания сюжета картины.

Выполнение творческой работы по теме «Осень».

Собрать гербарий.

Овощи

«Собери урожай»

Проблемное поле:

Что в корзинку мы берем?

Формировать умение узнавать и называть овощи, различать по цвету, форме, вкусу. Формировать обобщающее понятие «Овощи». Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными. - Ребята, что у нас так ароматно пахнет? Давайте поищем!Дети рассматривают найденные овощи.- Какого цвета?

- Какой формы?

- Давайте попробуем!

- Где их выращивают?

Рассматривание картины «Сбор урожая на огороде»

- Какие инструменты необходимы для работы на огороде?

- Зачем нужны грабли?, лопата?, лейка?, вилы?

- Что можно приготовить из овощей?

Д/и «Из чего салат?» (Салат из овощей как называется? — овощной; салат из огурцо – огуречный)

Д/и «Вершки – корешки» (разложить овощи в  корзины по их съедобной части).

Д/и «Посчитай овощи».

Д/и «Назови ласково».

Рисование любимого овоща.

Творческая работа по теме «Овощи».

Овощи

 

Проблемное поле:

Откуда взялся морковный сок?

Формировать обобщенное представление об овощах.

- Ребята, у меня есть волшебная шляпа. Сейчас я сложу туда различные предметы (анализ предметов).  Произносятся волшебные слова.- Как вы думаете, что я сейчас достану? (Варианты ответов детей)Загадываю загадку:

- Сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? Где растет?

- Это овощ или фрукт?

Проводится сенсорный анализ.

- Ребята, как можно съесть морковку не кусая ее зубами и не жуя ее? (Выпить сок)

- Как можно приготовить сок?

Нарисовать самый вкусный овощ.Приготовить сок из любого овоща и принести для дегустации.

Фрукты

 

Проблемное поле:

Как сделать яблочный сок?

Формировать обобщенное представление о фруктах, которые выращивают в саду. Упражнять в подборе эпитетов. Расширять словарный запас.

Методика проведения описана выше.

Нарисовать самое вкусное яблоко.Приготовить сок и принести для дегустации.

Лес.Грибы.

 

Проблемное поле:

Что в корзинку мы беоем?

 Формировать обобщенное представление о грибах, классифицировать съедобные-несъедобные грибы. В гости к детям пришел старик-боровик, коренной лесовик и принес подарки. Дети рассматривают грибы, классифицируют их.Д/и «Что в корзинку мы берем?»Д/и «Почему грибы так называются?»

Творческая работа «Лес».

Осень. Жизнь животных осенью.

 

Проблемное поле:

Кто где живет?

 Уточнить знания о жизни животных осенью. Формировать умение устанавливать зависимость способов существования животных от условий окружающей среды. Прослушивание пластинки «Зайка-почтальон».- Давайте сделаем домик для зайки.- Где живут зайцы зимой?

Рассматривание картинок животных. Где живут? Почему называются дикими? Как приспосабливаются к зиме?

Нарисовать животного. Смастерить домик.

Бережная Галина Георгиевна,
учитель-логопед,
МБДОУ МО г.Краснодар
«Центр-детский сад № 98»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.