Для успеха коррекционной логопедической работы необходимы достаточно высокий уровень основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности ребенка, хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, а также устойчивая пространственная ориентировка .
Стремясь к тому, чтобы логопедические занятия проходили эмоционально, динамично, не были утомительными для детей, я стараюсь использовать различные формы работы, применять нетрадиционные технологии.
Я хочу вас познакомить с технологией работы с соленым тестом на логопедических занятиях.
Использование тестотерапии на логопедических занятиях у младших школьников
Тестотерапия (использование соленого теста) уводит нас в увлекательную страну пластики, открывает дверцу в мир творчества и мастерства.
Образовательное, коррекционное, воспитательное значение лепки из теста велико. Такая форма терапии помогает развитию различных органов чувств, способствует взаимодействию «рука-рука», «рука-глаз», «рука-ухо-глаз».
Замешивание и формирование изделий из теста развивает мелкую моторику, при этом равномерно распределяя мышечное напряжение.
Содержание Презентации
Этапы логопедической работы:
- преодоление нарушений звукопроизношения
- развитие фонематических процессов
- формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза
- обогащение словарного запаса
- развитие связной речи
- формирование графо-моторных навыков
- развитие высших психических функций.
Практическая часть.
1. Коррекция звукопроизношения.
Упражнения для развития тонкой моторики и артикуляции. (слайд №4)
- Размять кусочек теста пальцами, одновременно с вылепливанием фигурок выполнить элементы артикуляционной гимнастики: «непослушный язычок», «лопаточка», «вкусное варенье», «чашечка». (слайд №5)
- Скатать из теста жгутик, выкладывая на столе фигурки «улыбка, бублик» выполнить упражнения для губ «трубочка, улыбочка». (слайд №6)
- Выложить тесто в форме дорожки, выполняя артикуляционное упражнение «лошадка» «поскакать» пальчиками правой и левой руки по дорожке. (слайд №7)
2. Развитие фонематического восприятия и формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза. (слайд №8)
- Скатать длинный и короткий жгутики- «дорожки», соотнести их с предложенными картинками (велосипед, кубики, зонт, мяч). Если в слове три или четыре слога – «дорожка» длинная, если один слог – «дорожка» короткая. (слайд №9)
- Сделать из теста столько шариков, сколько гласных звуков в словах.
- Соотнести кол-во шариков с кол-вом слогов в слове. (слайд №10)
- Назвать гласный звук в словах: дом, волк, мак, слон, кот.
- Определить какое слово «лишнее» (мак). (слайд №11)
- Вылепить букву, обозначающую гласный звук в словах: дом, волк, кот.
- На что похожа буква «о»?
- Придумать слова, которые начинаются на звук «о». (слайд №12)
- Слепить из теста фигурки «облако, обруч». (слайд №13)
3.Формирование графо-моторного навыка.
Конструирование и реконструирование букв. (слайд №14)
- Слепить два жгутика, выложить письменную букву «г», превратить ее в письменные «п», «р», «т».
- Что изменилось, какие новые элементы добавились?(слайд №15)
- Слепить «овал» и «петельку». Из получившихся элементов выложить письменные буквы «в», «д». Объяснить, чем они отличаются. (слайд №16)
- Реконструировать письменные буквы: «п» в букву «т», «и» в «у», «о» в «а», букву «и» в букву «ш». (слайд №17)
- Слепить элемент, которым отличаются письменные буквы: «в-д», «г-р», «и-ц», «и-у». (слайд №18)
4. Развитие пространственной ориентировки. (слайд №19)
- Слепить из теста фигурку птички. Следуя инструкции логопеда, перемещать ее вверх, вниз, в правый верхний угол, в левый нижний угол, над облаком, под облаком, справа, слева и т.д. (слайд №20)
5. Развитие связной речи. (слайд №21)
- Составить предложение по предложенной картинке, определите кол-во слов в предложении (4 слова).
- Из теста слепить жгутик, разделите его на 4 части, выложить схему предложения. (слайд №22)
6. Итог. Рефлексия. (слайд №23)
Вывод.
Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих в достижении максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей младшего школьного возраста.
Презентация «Использование соленого теста на логопедических занятиях»
Фадеева Юлия Михайловна,
учитель-логопед ГБОУ № 922 г. Москвы