Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами возможно при изменении формы и организации образовательной непосредственно-образовательной деятельности на комплексно-игровую.
Сюжетно-тематическая организация НОД более целесообразна в ходе активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психо-физическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей, что способствует их психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, развивает фантазию.
Организационно-сюжетная основа НОД разнообразна. Детям очень нравятся:
- путешествия по разным хорошо известным им сказкам («Колобок», «Гуси – лебеди», «Теремок» и др.);
- походы в сказочный лес, где дети могут превращаться в лесных зверей, стать ожившими деревьями и цветами, повстречаться с Лесовичком, Кикиморой, Бабой Ягой;
- путешествия на различных видах транспорта, в том числе и сказочном.
Главный итог, ради которого осуществляются все эти перемещения, — в игровой форме познакомиться и усвоить материал, направленный на совершенствование связной, лексико-грамматической или произносительной стороны речи.
Формируя основы культуры личности дошкольника, необходимо прививать детям понятия добра и зла, учить их отличать прекрасное от безобразного, побуждать в них стремление к положительным поступкам и высказываниям.
Для воспитания коммуникативной культуры в ходе НОД используется:
- разыгрывание различных сценок с использованием кукол. Этот приём способствует снятию психического напряжения у детей, переносит внимание с собственного «Я» на другой объект – куклу. Например, используя игрушечных зверей или куклы бибабо, дети разыгрывают сценки из жизни семьи: приветствуют друг друга, интересуются состоянием здоровья, поздравляют с праздниками и дарят подарки, ищут выход из необычных ситуаций, прощаются.
- разыгрывание различных сценок без использования кукол. Детям предлагается перевоплотиться в образ какого-либо сказочного персонажа (Буратино, Колобка, Карлсона), поприветствовать присутствующих, поговорить с ними о погоде, о жизни в детском саду, обо всём новом и интересном.
- проведение игр с импровизацией диалогов. Например, придумать разговор двух сказочных героев в соответствии с имеющимися у каждого ребёнка карточками или масками; сочинить диалог героев по телефону; придумать письмо одного героя другому.
Организация игр с предметами быта:
- выбрать и рассмотреть любой предмет, подумать, на что он похож, попытаться представить, чем раньше был этот предмет и где он находился, какие у него характер и настроение;
- сочинить небольшую историю о данном предмете, о его жизни или путешествии;
- придумать беседу между заданными предметами (например, ластик и прищепка беседуют о погоде).
Включение пантомимики помогает ребёнку понять внутреннее состояние различных героев и предметов, очеловечить их чувства. Всё это является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения, образного мышления и развития речи ребёнка.
Необходимо отметить, что использование театрализации в ходе коррекционно-развивающих НОД, помогает дошкольникам с речевыми нарушениями самоутвердиться, формирует устойчивую мотивационную установку на грамотную и чистую речь, чем в немалой степени способствует автоматизации уже поставленных звуков. Качество речи улучшается и в ходе работы над темпо-ритмической, интонационной и мимической выразительностью.
В ходе подготовки и участия в театрализованных зарисовках у дошкольников расширяется и активизируется словарь. А заучивание реплик каждого действующего лица способствует формированию и закреплению грамматических моделей родного языка, развитию памяти и воображения.
Стужук Юлия Олеговна, учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад № 38″, г.Балашиха