Использование театрализации в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами возможно при изменении формы и организации образовательной непосредственно-образовательной деятельности на комплексно-игровую.

Сюжетно-тематическая организация НОД более целесообразна в ходе активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психо-физическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей, что способствует их психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, развивает фантазию.

Организационно-сюжетная основа НОД разнообразна. Детям очень нравятся:

- путешествия по разным хорошо известным им сказкам («Колобок», «Гуси – лебеди», «Теремок» и др.);
- походы в сказочный лес, где дети могут превращаться в лесных зверей, стать ожившими деревьями и цветами, повстречаться с Лесовичком, Кикиморой, Бабой Ягой;
- путешествия на различных видах транспорта, в том числе и сказочном.

Главный итог, ради которого осуществляются все эти перемещения, — в игровой форме познакомиться и усвоить материал, направленный на совершенствование связной, лексико-грамматической или произносительной стороны речи.

Формируя основы культуры личности дошкольника, необходимо прививать детям понятия добра и зла, учить их отличать прекрасное от безобразного, побуждать в них стремление к положительным поступкам и высказываниям.

Для воспитания коммуникативной культуры в ходе НОД используется:

- разыгрывание различных сценок с использованием кукол. Этот приём способствует снятию психического напряжения у детей, переносит внимание с собственного «Я» на другой объект – куклу. Например, используя игрушечных зверей или куклы бибабо, дети разыгрывают сценки из жизни семьи: приветствуют друг друга, интересуются состоянием здоровья, поздравляют с праздниками и дарят подарки, ищут выход из необычных ситуаций, прощаются.

- разыгрывание различных сценок без использования кукол. Детям предлагается перевоплотиться в образ какого-либо сказочного персонажа (Буратино, Колобка, Карлсона), поприветствовать присутствующих, поговорить с ними о погоде, о жизни в детском саду, обо всём новом и интересном.

- проведение игр с импровизацией диалогов. Например, придумать разговор двух сказочных героев в соответствии с имеющимися у каждого ребёнка карточками или масками; сочинить диалог героев по телефону; придумать письмо одного героя другому.

Организация игр с предметами быта:

- выбрать и рассмотреть любой предмет, подумать, на что он похож, попытаться представить, чем раньше был этот предмет и где он находился, какие у него характер и настроение;

- сочинить небольшую историю о данном предмете, о его жизни или путешествии;

- придумать беседу между заданными предметами (например, ластик и прищепка беседуют о погоде).

Включение пантомимики помогает ребёнку понять внутреннее состояние различных героев и предметов, очеловечить их чувства. Всё это является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения, образного мышления и развития речи ребёнка.

Необходимо отметить, что использование театрализации в ходе коррекционно-развивающих НОД, помогает дошкольникам с речевыми нарушениями самоутвердиться, формирует устойчивую мотивационную установку на грамотную и чистую речь, чем в немалой степени способствует автоматизации уже поставленных звуков. Качество речи улучшается и в ходе работы над темпо-ритмической, интонационной и мимической выразительностью.

В ходе подготовки и участия в театрализованных зарисовках у дошкольников расширяется и активизируется словарь. А заучивание реплик каждого действующего лица способствует формированию и закреплению грамматических моделей родного языка, развитию памяти и воображения.

Стужук Юлия Олеговна, учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад № 38″, г.Балашиха

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.