Изучение многозначных слов как способ расширения и уточнения словаря дошкольников

Изучение многозначных словВ статье затрагивается тема расширения, обогащения словаря дошкольника с помощью изучения многозначных слов. Знакомство с многозначными словами в разных лексических темах не только делает данную тему интереснее, но и решает задачи логопедической работы с детьми, а также вызывает интерес к родному языку.

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста относится формирование у них связной речи. Для полноценной работы в этом направлении необходима сформированность всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, лексики, грамматики. Объем и точность словаря ребенка обуславливают успешность его обучения в школе.

Обогащение словаря осуществляется преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально — оценочному значению слов. Быть внимательным к новым словам и их значениям, расширять словарный запас помогает знакомство детей с многозначными словами.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два – три, а некоторые и большее количество значений. Слово в изолированном виде воспринимается в своем основном значении, то есть в том, в котором чаще всего употребляется в речи.

Различить значения многозначного слова можно только в сочетании с другими словами. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.

Например, форма предмета: ШЛЯПКА – модная ШЛЯПКА (головной убор, небольшая шляпа); ШЛЯПКА гвоздя (верхняя расширенная часть гвоздя); ШЛЯПКА гриба (верхняя часть гриба, по форме напоминающая головной убор – шляпу).

Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных: ручка двери, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.

Коррекционная работа не проводится изолированно от программы образовательного учреждения, а является ее составляющей, только в более обогащенном развернутом виде. Изучение и знакомство с многозначными словами может проходить параллельно с программой детского сада.

Программа по развитию и совершенствованию речи в детском саду строится по лексическим темам. В каждой теме можно изучить определенные многозначные слова, которые имеют отношение к ней. Это позволяет сделать изучаемую тему более интересной, многогранной и занимательной для ребенка.

Например, в лексической теме «Игрушки» дети знакомятся с многозначным словом «пирамида» и узнают такое Чудо Света, как пирамида Хеопса. Это способствует познавательному развитию дошкольников, интересу к получению новых знаний.

В качестве закрепления целесообразно повторить некоторые слова в других лексических темах, к которым они имеют отношение. Например, слово «иголка (иголки)» может встречаться в темах: «Дикие животные», «Деревья», « Профессии».

Выделяют этапы работы над многозначностью:

  1. Первый этап – знакомство с многозначным словом, называние его;
  2. Второй — составление словосочетаний (или предложений) с многозначным словом;
  3. Третий – использование многозначного слова.

При изучении многозначных слов активно задействована когнитивная сфера ребенка. На первом этапе работы при знакомстве с новым словом используются такие методы, как сравнение, сопоставление, проблемно-поисковый метод, когда ребенок ставится в определенную ситуацию, поиск решения которой позволяет узнать значения многозначного слова. Знакомство с многозначными словами проходит при визуальном контроле, опоре на зрительное восприятие.

Поэтому в работе обязательно используются картинки, иллюстрации, рисунки многозначных слов. Ребенок рассматривает, сравнивает, анализирует, находит сходство и отличие. Узнав новое слово, ребенок составляет с ним словосочетания (или предложения) в разных его значениях – это второй этап.

На последнем этапе работы проводятся различные игры и задания, которые направлены не только на закрепление употребления многозначного слова, но и на решение логопедических задач.

На этапе закрепления многозначного слова предлагаются следующие игры и задания: «Чего не хватает?» (употребление сущ. в Р.п. ед. числа), « Назови части посуды» (кастрюли, чайника), « Обведи по точкам», «Склей разбитую посуду» (разрезные картинки), «Расскажи–ка» (составление описательных рассказов о предметах посуды), «Как появилась вилка?» (пересказ рассказа с опорой на картинный план по материалам энциклопедии для малышей. «Чудо – всюду. Мир вещей и машин» Т.Д.Нуждиной).

Таким образом, знакомство с многозначными словами не только делает изучаемую тему интереснее, но и решает задачи логопедической работы с детьми.

Изучение многозначных слов детьми дошкольного возраста расширяет и уточняет их словарный запас, что ведет к развитию и совершенствованию лексической стороны речи, а также вызывает интерес к родному языку.

Кобелева Евгения Викторовна,
учитель-логопед,
ГБДОУ д\с № 96 компенсирующего вида
Петроградского района, Санкт-Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.