Консультация для воспитателей и родителей «Как говорим мы – так говорят наши дети»

«Человек не изобретает новых звуков, суффиксов и приставок. Он самостоятельно пользуется ими для выражения собственных мыслей и чувств. Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка»
К. Д. Ушинский

Трудно сейчас встретить человека, который был бы равнодушен, к тому, как говорит он сам, как говорят его дети, какие языковые средства использует его собеседник или выступающий оратор.

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Особенно это касается тех людей, которые в своей повседневной деятельности, в профессиональной сфере связаны с речью, общением с другими, с обучением и воспитанием, детей. Грамотный и культурный в речевом плане родитель всегда обратит внимание на несовершенную речь педагога и наоборот.

Чтобы достичь высокого уровня культуры речи, говорящий должен иметь богатый запас языковых средств и уметь выбирать из них те, которые являются наиболее подходящими для каждого случая. Очень важно развивать в себе критическое отношение к собственной речи, стремление всегда говорить по существу, последовательно, точно, выразительно, правильно; наблюдать за образцовой чужой речью, анализировать её. Кроме того, необходимо упражняться в правильном произношении, употреблении слов в построении предложений.

При систематической, упорной работе над языком можно добиться больших результатов в овладении его богатыми, выразительными средствами. Прежде всего, нужно заботиться о расширении своего словарного запаса. Для этого необходимо больше читать, научиться замечать незнакомые слова, выяснять их значение с помощью толкового словаря.

В языке различают активный и пассивный словарный запас. Словарь того или иного человека также делится на активный и пассивный. Под активным словарём подразумеваются такие слова, которые используются в повседневной жизни. Под пассивным имеются в виду слова, известные только человеку, которыми он даже не пользуется потому, что либо смысл этих слов ему недостаточно понятен, либо ещё по какой — либо причине он не испытывает желания вводить их в свою практику.

У малограмотных людей активный словарь колеблется от 5000 слов и более. У образованного же человека число слов доходит до 20000.

Большое значение имеют индивидуальный словарный запас и умение пользоваться им, знание грамматики и стилистики. У одного «здание» устной речи получается прочным, логичным, а у другого рассыпается во все стороны. Это от того, что не у всех одинаковый запас слов и не все умеют правильно пользоваться словами. А иногда зависит от нашей памяти, которая нас подводит. Человек забывает нужное слово и в свой «речевой контейнер» «бросаем» первое попавшееся слово на этот контейнер с близким значением тому слову, которое почему-то память не выдала в речь.

В целях обогащения личного словаря, необходимо, встретившиеся в политической, художественной литературе, газетах, журналах непонятные слова выписывать, по словарям выяснять их значение, нужные слова запоминать и вводить их в свой запас (чаще употреблять их в речи).

Нарушение лексической сочетаемости слов

Для правильного употребления слов в речи необходимо знать не только их точное значение, но и учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т. е. их способность соединять друг с другом. Соединение слов бывает невозможным,

  • во-первых, из-за смысловой несовместимости (например: «мякишь тишины», «обедать потолок»):
  • во вторых, в силу их грамматической природы (например: наречие с числительными);
  • в третьих, из-за лексических особенностей (слова не вступают в связи друг с другом, хотя и обозначают соединимые понятия (можно сказать «глубокая старость», «глубокая зима», но нельзя «глубокая юность», «глубокая весна».)

Например, данными законами определялась возможность образования таких сочетаний, как «страх берёт», «охота берёт», «злость берёт».

Те же законы обусловили невозможность создания словосочетаний «радость берёт», «наслаждение берёт», «удовольствие берёт».

Слово «карий» сочетается только со словами глаза. Со словами же пальто, мебель, дом, и. т. п. оно не сочетается.

Варианты сочетаний слов и их ошибочных замен:

Неправильно

Правильно

Старая, пожилая лошадь Старая, пожилая женщина
Одержать хороший результат Одержать победу
Играть значение Играть роль
Львиная часть Львиная доля
Носить значение Носить характер
Тратить нервы Трепать нервы
Играть главную скрипку Играть первую скрипку
Заварился сыр — бор Загорелся сыр — бор
Об этом будет сказано ниже Об этом будет сказано позже, далее, потом
Выше я уже говорил Ранее я уже говорил
Без ничего Безо всего, ни с чем
Днями раньше На днях
Кушать Есть
Я кушаю, мы кушаем Я ем, мы едим
С января месяца С января начались морозы
Одевай шапку Надевай шапку
Оплатить за проезд Оплатить проезд
Пара слов, пара часов Два слова, два часа
Кто крайний в очереди? Кто последний?

Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них

Среди отклонений на первый план выступают:

Грамматические ошибки в употреблении слов:

1.  Неправильное употребление слов:

  • Неправильное образование формы слова различных частей речи, например: неправильное определения рода существительного (кофе – м. р., тюль – м. р., бандероль – ж. р.)
  • Неправильное определения числа (чернила – мн. ч., не «чернило»)
  • Неправильная постановка ударения (торты, средства , арахис, щавель, хозяева, месяцы, звонит, балует)
  • Искажение форм различных частей речи (ляжте – лягте, ложит – кладёт,обоих девочек – обеих девочек и др.)

2. Просторечная лексика: жрать, горланить, вылупился, баба, мужик, морда и др.

3. Слова – паразиты:(ну, это самое, блин, на фиг, короче, значит, ага, вот, и это, можно сказать, ё – моё, так сказать и др.)

Наиболее часто встречаемые грамматические ошибки:

  • Одевай шапку, пальто и. т. д. (одевают кого-то, надевают что-то).
  • Ихняя девочка, ихний папа (их девочка, их папа).
  • Ложь фломастеры (клади фломастеры).
  • Позвонишь мне? Телефон звонит у обоих подружек. (у обеих).
  • Он пришёл сегодня без ничего( безо всего, ни с чем).
  • Кто крайний? (кто последний?).
  • Пара слов, пара часов (два часа, два слова).
  • Я кушаю, мы кушаем (я ем, мы едим).
  • Иди отсюдова (иди отсюда).
  • Чё, щас.

«Лови ошибку»

Исправьте ошибки в предложениях:

  • Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.
  • Мальчик, взяв рюкзак, и надел кеды.
  • Благодаря сильным морозам медосбор затягивается.
  • Охотник спустился с горы вниз.
  • Всем делай добро и никому не делай зла.
  • Книга играет большое значение в жизни человека.
  • Мама сказала: «Поклади всё в сумку».
Исаева Людмила Владимировна Исаева Л.В.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.