Методы диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии у дошкольников

Логопедическая работа над вопросительным предложениемКак отличить дислалию от дизартрии? Этот материал поможет и начинающим логопедам, и родителям!

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия — нарушение звукопроизношения при недостаточной иннервации речевого аппарата.

Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии.

Функциональная дислалия

Причины:

  • Может быть неблагоприятное речевое окружение.
  • Может быть неправильное речевое воспитание.
  • Может быть соматическое ослабленность здоровья.

Неврологический статус детей:

  • Неврологическая симптоматика отсутствует. Могут наблюдаться расстройства со стороны вегетативной н.с., к таким расстройствам относятся: плохой сон, чрезмерная потливость, бледность, синюшность кожных покровов или наоборот их гиперемия.

Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике:

  • Нет.

Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре:

  • Нет

В органах артикуляционного аппарата:

  • Нет

Психический статус:

  • У детей с дислалией расстройств интеллекта и эмоционально-волевой сферы нет.

Состояние бытовых навыков самообслуживания:

  • Опрятны и аккуратны.

Общее соматическое состояние:

  • Как правило, более здоровы.

Особенности речевых нарушений:

  • Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологические дефекты речи.
  • Нет нарушений просодики.
  • Звукопроизношение не ухудшается.
  • Произвольность речевых движений сохранна.
  • По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое нарушение речи.
  • Нарушения лексико-грамматической стороны речи нет.

Стертая дизартрия

Причины:

  • Органическое поражение ЦНС.

Неврологический статус детей:

  • Неврологическая симптоматика обязательно присутствует, хотя может быть. выражена незначительно.

Проявление неврологической симптоматики:

  • страдает общая моторика, нет ловкости, подвижности, уверенного выполнения движений.
  • дети не умеют прыгать на одной ноге, через скакалку,
  • испытывают затруднения в играх с мячом,
  • движения носят скованный напряженный характер,
  • отмечаются напряжения в руках,
  • тремор пальцев рук,
  • покачивание тела,
  • отклонение языка в сторону,
  • гиперкинезы языка,
  • саливация.

Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике:

  • Пальчиковые пробы полноценно не выполняются (неправильный выбор пальцев, невозможность создания и удержания позы, тремор, асинхрония движений).

Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре:

  • Отмечается легкая амимия лица,
  • снижения объема и качества движений мышц лба, круговых мышц глаз, щечных мышц.

В органах артикуляционного аппарата:

  • Ребенок не может плотно сомкнуть губы, удержать губами трубочку, соломинку;
  • со стороны языка могут наблюдаться гиперкинезы, отклонения языка в сторону, синюшность языка, удержание позиции под счет затруднено.
  • Амплмитуда движений ограничена.
  • Могут наблюдаться замены движений.
  • Саливация.
  • Дети не могут тщательно пережевывать пищу, проглатывать воду и еду маленькими порциями.

Для того, чтобы обнаружить эти нарушения, обследование должно выполняться с функциональной нагрузкой. Это значит, каждую пробу мы выполняем неоднократно (3-4-5 раз).

Психический статус:

  • Наблюдается быстрая истощаемость нервных процессов,
  • отмечаются снижение памяти и внимания.
  • Возбудимы, неуравновешенны могут наблюдаться аффективные вспышки.
  • Вследствие этих проявлений у детей часто наблюдаются трудности поведения.

Состояние бытовых навыков самообслуживания:

  • Могут быть неопрятны, вследствие неловкого удержания зубной щетки, ложки для еды в руке.
  • Дети плохо умеют шнуровать, завязывать ботинки, расстегивать и застегивать пуговицы.
  • Саливация.

Общее соматическое состояние:

  • Соматически ослаблены.
  • Часто болеют ОРЗ, инфекционными заболеваниями.
  • Имеют хронические заболевания внутренних органов.

Особенности речевых нарушений:

  • Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук Р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты.
  • Может быть нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.
  • Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена.
  • По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.
  • Могут наблюдаться лексико-грамматические расстройства, в том числе и не резко выраженные.

Упражнения для диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии

Упражнения для бровей:

  • «Дружные ребята»: Движение бровей вверх, вниз. Хмурить брови.

Функцианальная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнение
  • Не выполняют движения или выполняют не в полном объеме.
  • Проявляют асимметрию.
  • Синкинезии.

Упражнения для глаз:

  • «Моргалочки»: Спокойно закрывать и открывать глаза.
  • «Мигалочки»: Умение попеременно открывать и закрывать глаза.

Упражнение для мимической моторики:

  • «Повторяшки»: Одновременно улыбнуться и поднять брови. Моргать глазами и качать головой.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют движения.
  • Не выполняют движения.
  • Выполняют немного медленно или выполняют не в полном объеме.
  • Не могут попеременно открывать и закрывать глаза.
  • Пытаются помогать руками удержать глаза в закрытом положении.
  • Синкенезии.

Упражнение для щек:

  • «Надуваем шарик»: Надуть, сдуть щеки. Надуть попеременно то одну, то другую щеку.

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнения.
  • Легко обучаются и выполняют движения.
  • Выполняют не в полном объеме,либо не могут выполнить.
  • Проявляют сглаженность в носогубных складках.
  • Не могут надуть щеки.

Упражнения для губ:

  • «Заборчик»: Губы сомкнуты,губы в улыбке.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Улыбаются без напряжения, спокойно удерживают губы.
  • Выполняют не в полном объеме.
  • Асимметрия в улыбке.
  • Подворачивают верхнюю или нижнюю губу.
  • Не показывают нижние зубы.
  • «Дудочка»: Губы вытянуть вперед.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнение.
  • Не сильно вытягивают губы вперед или не достаточно удерживают позы.
  • Не выполняют упражнение или испытывают трудности.
  • Открывают рот во время упражнения.
  • Не удерживают губы в вытянутом положении.
  • При порезе не вытягивают губы с одной стороны.
  • «Заборчик-дудочка»: Переключение позиций губ.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнение.

 

  • Не выполняют упражнение.
  • Рывками переключаются от одной позиции к другой.

Упражнения для языка:

  • «Лопатка»: Умение удерживать язык в расслабленном положении на нижней губе.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнение.

 

  • Не выполняют или выполняют не в полном объеме.
  • Не касаются уголков рта.
  • Отклоняют язык в сторону.
  • Сужение языка, посинение.
  • Поднимают кончик языка вверх.
  • Гиперсаливация.
  • «Часики»: Подвижность языка в стороны, не касаясь губ.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнение.

 

  • Не выполняют движения.
  • Выполняют не в полном объеме.
  • Синкенезии.
  • Асимметричные движения языка и губ – влево, вправо.
  • «Качели»: Умение быстро менять положение языка – вверх, вниз.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнение.

 

  • Дети не выполняют движения.
  • Выполняют не в полном объеме.
  • Выполняют в замедленном темпе.
  • Синкенезии.
  • Гиперсаливация.

Анализ вариативности выполнения упражнений при играх по развитию артикуляционной моторики позволяет дифференцированно подойти к диагностике функциональной дислалии и стертой дизартрии у детей.

Шипицына М.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Начинающим Метки: , ,

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.