Картотека индивидуальных логопедических занятий [Шипящие звуки]

Картотека индивидуальных логопедических занятий для автоматизации и дифференциации шипящих звуков

Шипящие звукиПредлагаю вниманию логопедов картотеку индивидуальных занятий с детьми с ОНР. Картотека предназначается для автоматизации и дифференциации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста. Занятия комплексные и охватывают все разделы логопедической работы с детьми.

Звук [Ш]

Занятие   №  1

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки»,  «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Постановка звука [Ш]

4. Игра «4 лишний» ( по теме недели)

5. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа)

Утка — , утюг — , улитка — , улица — ;
Антенна — , арбуз — , аптека — , ананас — ;
Ива — , индюк — , иволга — , игрушка — ;
Обруч — , Оля — , ослик — ,

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Игра «Внимательные ушки» — выделение гласных звуков: А,У,И,О,Ы из ряда звуков:

И,О,А,О,У, Ы
А,И,Ы,О,У,А
О,Ы,У,И,О,А
У,О,Ы,И,А,У

8. Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)

9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Звук [Ш]

Занятие   №  2 

1.  Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки»,  «Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Лошадки».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3.    Развитие воздушной струи –  упражнение «Послушный  ветерок».

4.   Постановка звука [Ш]

5. Игра «4 лишний» ( по теме недели).

6. Игра «Найди звук» (А,У,И,О) в начале и конце слов

7. Развитие связной речи — пересказ рассказа «Овощи»

8. Слоговая структура (игры)

9. Игра «Найди отличия»

Звук [Ш]

Занятие   №   3

1. Звук [Ш]  –рассматривание положения артикуляционных органов, губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком со щелью», язык поднят вверх, воздух теплый, струя направлена вверх.

2. Слоги и слова:

Ша-ша-ша – шапка             шо-шо-шо – шов
Ша-ша-ша – шаль               шо-шо-шо – шёпот
Ша-ша-ша— — шахматы      шо-шо-шо – шок
Ши –ши-ши – шина            шу-шу-шу – шуба
Ши-ши-ши – шипы             шу-шу-шу – шутка
Ши-ши-ши – шиповник     шу-шу-шу – шум

3. Слоговые ряды:

Ша-шо-шу-ши                     шу-ши-ша-шо
Шо-шу-ши-ша                     ши-ша-шо-шу

4. Слова и предложения

а) Маша                         наши
Даша                          ваши
наша                           уши
каша                           шея

б) Маша под душем моет шею и уши.
Наша Маша под душем моет шею и уши.
Даша под душем моет шею и уши.

5. Игра в мяч – припоминание слов со звуком Ш.

6. Игра «Запомни, повтори»
Шапка – шуба – шиповник – шёпот

7.   Игра «Назови ласково»: Маша — , Саша — , Даша — ,

Звук [Ш]

Занятие   №  4

1. Звук [Ш]  (длительное и многократное произнесение)

2. Слоги и слова:

Аш-аш-аш – ваш                 уш-уш-уш – мушка
Аш-аш-аш – наш                 уш-уш-уш – ушки
Аш-аш-аш – башня              уш-уш-уш – пушка
Аш-аш-аш – кашка              иш-иш-иш – мишка
Ош-ош-ош – кошка             ыш-ыш-ыш – мышка
Ош-ош-ош – мошка             ыш-ыш-ыш – пышка

3. Слоговые ряды:

Аш-ош-уш-ыш                     уш-ыш-аш-ош
Ош-уш-ыш-аш                     ыш-аш-ош-уш

4. Выбор слов со звуком  [Ш]  из рассказа «Кошка и мышка».

Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.

5. Слоговая структура слов (игры)

6. Звуковой анализ: АШ, ОШ, УШ, ЫШ

7. Игра «Один и много» (слова со звуком [Ш])

8. Игра «Назови ласково»: машина — …, шишка — …,

9. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги): шапка, шарф, шина, машина, шары, шиповник.

Звук [Ш]

Занятие   №   5 

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Звук [Ш]  (длительное и многократное произнесение)

4. Слоговые ряды:

Шка-шко-шку-шки             ашк-ошк-ушк-ишк
Шко-шку-шки-шка             ошк-ушк-ишк-ашк
Шку-шки-шка-шко             ушк-ишк-ашк-ошк
Шки-шка-шко-шку             ишк-ашк-ошк-ушк

5. Заучивание скороговорки:

«Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит и еле дышит»

6. Подбор предметов к признакам:

Плюшевый     плюшевая    плюшевое
Пушистый      пушистая     пушистое

7. Связная речь: составление рассказа по опорным словам с использованием сюжетной картинки «Мишка» (Алёша, машина, шесть, бабушка,дедушка, мишка, плюшевый)

8. Звуко-слоговой анализ (Маша, душ)

9. Слоговая структура (игры)

10. Игра «Запомни-повтори)

Каша – машина – шишка – кукушка
Мышка – кошка – шапка – пушка
Мошка – уши – Даша – Саша

Дифференциация [С]-[Ш]

Занятие   №  1

1.   Звуки [С]-[Ш]  (попеременное произнесение)

2.   Повторение звука С, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

3.   Повторение звука Ш, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

4.    Слоговые ряды:

са-ша           ша-са      са-са-ша         ша-ша-са
со-шо          шо-со       са-ша-ша       ша-са-са
су-шу          шу-са       са -ша-са        ша-са-ша
сы-ши         ши-сы

5. Игра «Подарим картинки Сане и Маше»

(носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, шишки, космонавт, подушка, кувшин, кукушка, сосна, пылесос)

6. Игры на развитие памяти и внимания с этими картинками «Что изменилось?», «Отгадай указанную картинку».

7. Упражнение в согласовании – игра «1-2-5» с этими картинками.

8. Звуковой анализ слов: сам, шум (схема)

9. Слоговая структура слов (игры)

10. Связная речь – составление предложений из з-х слов
(схема предложений)

Дифференциация [С]-[Ш]

Занятие   № 2

1. Звуки  [С]-[Ш]  (попеременное произнесение)

2. Игра «Наоборот»

а) слоги:  са-са-са — ша-ша-ша   аш-аш-аш – ас-ас-ас
со-со-со -                     ош-ош-ош –
су-су-су -                     уш-уш-уш –
сы-сы-сы -                   иш-иш-иш –
б) слова:            уши – усы                  вас – ваш
шутки -                       посол –
кашка -                        масса –
Машка -                      Сашка –
Мишка -                      саман –
шины -                        басня –
наш -                           мыс –

3. Заучивание чистоговорки:

«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка»

4. Подбор признаков и действий  на звуки [С]-[Ш]  к предмету:

Кошка
Большая                                   спешит
Пушистая                                 дышит
Смешная                                  шалит
Ушастая                                   спит
Плюшевая                                ест

5. Звуковой анализ: шуба, сады

6. Игры «Один-много».

Дифференциация [С]-[Ш]

Занятие   №3

1. Звуки  [С]-[Ш]   (попеременное произнесение).

2. Слоговые ряды:

Сна-сно-сну-сны              асн-осн-усн-ысн
Сно-сну-сны-сна              осн-усн-ысн-асн
Сну-сны-сна-сно              усн-ысн-асн-осн
Сны-сна-сно-сну              ысн-асн-осн-усн

Шна-шно-шну-шны         ашн-ошн-ушн-ышн
Шно-шну-шны-шна         ошн-ушн-ышн-ашн
Шну-шны-шна-шно         ушн-ышн-ашн-ошн
Шны-шна-шно-шну         ышн-ашн-ошн-ушн

3. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ)

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки.  А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

4. Выделение из рассказа слов

- со звуком С;
- со звуком  Ш.

5.  Отгадывание загадок — описаний о перелетных птицах.

6. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги):

сам, шуба, сок, шары, сапоги, салют, шапка, шины, самокат, шиповник, шум,  сын, сани.

Звук [Ж]

Занятие   №  1

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ж]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки»,  «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Постановка звука [Ж]

4. Игра «4 лишний» ( по теме недели)

5. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа)
Стол — …, диван — …, кровать — …, шкаф — … и т.д.

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Игра «Внимательные ушки» — выделение звука [Ж] из ряда звуков, из начала слов (шум, жук, чай, живот, кот , Женя, Галя, животные …)

8. Связная речь : игра «Собери цветок»

9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Звук [Ж]

Занятие   №2    

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ж]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки»,  «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Постановка звука [Ж]

4. Игра «4 лишний» ( по теме недели)

5. Игра «Назови ласково»

Стакан — …, ложка — , чашка -…

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Игра «Внимательные ушки» — выделение звука [Ж] из слов (шум, жук, чай, живот, кот , Женя, Галя, животные …)

8. Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)

9. Звуковой анализ слов (схема): жук, жаба

10. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?»,  «Запомни – назови».

Звук [Ж]

Занятие   №3

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»

3. «Сказка о весёлом язычке».

4. Звук Ж –Ж – Ж (длительное произнесение)

5. Слоговые ряды:

Жа-жа – жа-жа-жа                    жа-жо-жу-жи
Жо-жо – жо-жо-жо                   жо-жу-жи-жа
Жу-жу – жу-жу-жу                   жу-жи-жа-жо
Жи-жи – жи-жи-жи                   жи-жа-жо-жу

6. Слова:

Жаба                     жёлудь                     жук
Кожа                     жёлтый                    ежи
Лужа                     флажок                    ужи
Лежать                  снежок                     лыжи
Ножи                     лужок                      скажи

7. Игра «Длинные и короткие слова» (жук, жираф)

8. Договаривание предложений (добавляется словосочетание ежиха с ежатами в разных падежах)

- Женя побежал к лесу и увидел …
- Он подбежал поближе к …
- От Жени убежали в глубь леса …
- Женя обежал всю опушку и не нашел …
Женя очень жалел, что не может показать , где живут …

9. Игра «Логопедическое лото» (звук [Ж])

10. Игра «Запомни – повтори»

Жить – ужинать – жевать, жук – жаба – жираф и т.д.

Звук [Ж]

Занятие   № 4

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Самомассаж кистей и пальцев рук

3. Длительная воздушная струя – «Вертушка»

4. Звук   Ж – Ж – Ж  (длительное произнесение).

5. Слоговые ряды:

Жма – жмо – жму – жмы       ажм – ожм – ужм – ыжм
Жмо – жму – жмы – жма       ожм – ужм – ыжм – ажм
Жму – жмы – жма – жмо       ужм – ыжм – ажм – ожм
Жмы – жма – жмо – жму       ыжм – ажм – ожм – ужм

6. Слова – игра «Логопедическое лото» (на зв. [Ж])

7. Заучивание – «Жук»

Жук упал и встать не может:
Ждет он, кто ему поможет.

8. Фонематическое восприятие – выделение слов на звук Ж из чистоговорки о жуке.

9. Подбор признаков и действий к предмету

Жук
Маленький                                        летит
Жужжащий                                      сидит
Живой                                               жужжит

10. Звуковой анализ (схема) — жук .

11. Игра «Телеграф» — деление слов (по теме недели) на слоги.

Звук [Ч]

Занятие   №  1

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ч]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки»,  «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Постановка звука [Ч]

4. Игра «4 лишний» ( по теме недели)

5. Игра «Посчитай» (согласование числительных с существительными в роде и падеже) (словарь по теме недели)

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Игра «Внимательные ушки» — выделение звука Ч из ряда звуков, из начала слов (чашка, жук, чай, живот, чемодан, Женя, Галя, черный, чайник…)

8. Связная речь : распространение предложений путем введения в них однородных членов предложения.

9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Звук [Ч]

Занятие   №2

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ч]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки»,  «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика: игра с пальчиками.

3. Постановка звука [Ч].

4. Звукоподражание:

как чикают ножницы: чик-чик-чик
паровоз: ч-ч-ч-ч-ч
вагоны: ч-ч-ч-ч-ч

5. Повтори за мной:

Слоги – ач-оч-уч-ич, уч-оч-ач, ич-оч-уч-яч.
Слова: плач, ткач, калач, дочь, ночь, печь, ключ, меч, мяч, колючка.

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Связная речь – выучить диалог: «В магазине»

-Сколько стоит кабачок? – Кабачок? Пятачок.
-Дайте два кабачка. – Дайте два пятачка.
-Пятачок и пятачок… — Нате, гривенничек.

8. Звуковой анализ слов (схема): чум, чижи

9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?»,  «Запомни – назови».

Звук [Ч]

Занятие   №3

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»

3. Звук Ч-Ч-Ч-Ч (длительное произнесение)

4. Повтори чистоговорки

Ча-ча-ча в комнате свеча
Чу-чу-чу молоточком я стучу
Чо-чо- чо у меня болит плечо
Чи-чи-чи у меня ключи
Чок-чок-чок у нас пятачок
Ач-ач-ач дайте мне калач
Оч-оч-оч наступила ночь и т.д.

5. Игра «Раздели слова на слоги» — тачка, бочка, водичка, ночка, печь, мяч и т.д.

6. Игра «Скажи ласково»

Цветок -…  сундук — … бок — … шапка — … каблук — … замок — … подушка

7. Игра «Логопедическое лото» (звук [Ч])

8. Игра «Составь предложения» со словами: дочка, чай, почта, часы.

9. Буква Ч. Читать слоги.

Звук [Ч]

Занятие   №4

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»

3. Звук и буква Ч. Чтение слогов, печатанье.

4. Ответить на вопросы полным предложением:

-Чем отпирают замок?
-Что пьют из чашки?
-Когда светит луна?
-Кто учит учеников в школе?
-Кто приносит газеты и письма?

5. Объясни значение пословицы: «хочешь есть калачи, не сиди на печи».

6. Игра «Скажи ласково»

Цветок -…  сундук — … бок — … шапка — … каблук — … замок — … подушка — …

7. Запомни и назови ряды слов:

Ночь-ночка-ночной
Почта-почтальон-почтовый
Печь-печи-выпечка

8. Выучить загадку:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу
(поезд)

Звук [Ч]

Занятие   №5

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов, печатанье в тетради.

3. Д/игра «Звук заблудился»

На болоте нет дорог
Я по кошкам (кочкам)
Скок да скок.
Синее море пере нами
Летают майки (чайки) над волнами.

4. Звуковой анализ слов: мяч, часы

5. Запомни и назови ряды слов:

Ночь-ночка-ночной
Почта-почтальон-почтовый
Печь-печи-выпечка

6. Составить предложение по картинке с предлогами: из-за, из-под. Определить количество слов в предложении. Составить схему предложения.

7. Пересказ рассказа «Бабочка» с добавлением нового эпизода. Совершенствовать навык употребления сложных предлогов.
(поезд)

Звук [Щ]

Занятие   №1

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук Щ (многократное произнесение)

3. Слоги и слова

Ащ-ащ-ащ – плащ
Ощ-ощ-ощ – хвощ, овощ, помощь
Ещ-ещ-ещ – вещь, лещ
Ящ-ящ-ящ – хрящ
Ющ-ющ-ющ- плющ

4. Слоговые ряды

Ащ-ощ-ущ-ищ          ущ-ищ-ащ-ощ
Ощ-ущ-ищ-ащ           ищ-ащ-ощ-ущ

5. Слова:

Борщ, клещ, прыщ, мощь
Хищный, хищник, товарищ
Мощный, овощной, сведущ

6. Чистоговорка

Ащ-ащ-ащ – у Тани новый плащ
Ещ-ещ-ещ – в реке плывет лещ
Ощ-ощ-ощ – у нас вкусный борщ

7. Звуковой анализ слов: щука, щит

8. Игра «Запомни , повтори»(см. п. 2,4)

9. Подбор предметов к признакам:

Хищный       хищная      хищное
Мощный       мощная     мощное
Овощной       овощная   овощное

10. Печатание буквы Щ, слогов, слов.

Звук [Щ]

Занятие   №2-4

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук Щ (многократное произнесение)

3. Слоги и слова

Ща-ща-ща – щавель, роща, пищать
Щи-щи-щи — щит, ищи
Щу-щу-щу – щука, щупальцы
Щё-щё-щё – щётка, щёки, ещё
Ще- ще-ще – щель, щепка, щенок

4. Слоговые ряды

Ща-що-щу-щи
Що-щу-щи-ща
Щу-щи-ща-що
Щи-ща-що-щу

5. Слова:

Площадь роща ущелье пещера ящерица щеколда площадка щипцы ящик угощать прощать сварщик защитник пища прищепка

6. Счет «1 – 10» (см. п. 3,5 выборочно)

7. Звуковой анализ слов: щука, щит

8. Заучивание скороговорки:

«Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке».
«Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу»

9. Печатание по следам анализа: роща., пища, щука, чаща. Правописание ЩА, ЩУ.

10. Игра «Измени слово»: кулак – кулачище, сила -…, рука — …, сапог -…, карман -…, топор -…, нога-…, нос -…, усы -…

Кривошеева Ирина Владимировна
учитель-логопед МБДОУ №1
г. Курганинска Краснодарского края

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (15 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: , , ,

Сейчас читают:

Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения
Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Отзывы к материалу: "Картотека индивидуальных логопедических занятий [Шипящие звуки]"

  1. Tanya. Томск:

    Спасибо. Прекрасный материал, особенно для начинающих. Все готово — только бери и работай.

  2. Татьяна:

    Продуманный материал. Последовательно расписана работа.Удобен в применении. Спасибо!

  3. СВЕТЛАНА:

    СПАСИБО ЗА ОТЛИЧНЫЙ МАТЕРИАЛ!

  4. Елена:

    Судя по темпам постановки и автоматизации, материал рассчитан на дислаликов. Зачем тогда работа над слоговой структурой и эта примитивная грамматика? А ОНР такой материал не возьмет. С этими детьми будешь неделю отрабатывать звук в одной позиции. Задания на фофонематический слух тоже неудачно подобраны. Про связную речь молчу. Это вообще не целесообразно на инд.занятии отрабатывать. Вобщем, когда пытаешься индивидуальную программу написать для массы, так и получится

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.